ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
У нас одна жалоба, доктор, беспробудная лень, или детские депрессии.
gutta_honey
 Так изложила жалобы, сидящая напротив меня   бабушка очередного маленького пациента 7,5 лет. « Вы знаете, я даже не знаю, что случилось. Он стал злым и бесчувственным, иногда мне кажется, что совесть у него полностью исчезла. Учебой не интересуется, на уроках может читать постороннюю книжку или жевать чего-нибудь. Учителя его стыдят, а он говорит, что ему все равно. Последнее время стал агрессивным к другим детям. Дома может часами смотреть телевизор, при чем смотрит все подряд,  все что показывают. Я уже устала от его лени и наглости.» 
 Спрашиваю, где родители у ребенка. Выясняется, что мать уехала в Москву на заработки со старшей дочерью  когда ребенку было 9 месяцев, потом еще через год они разошлись с отцом мальчика. Мать пробовала его брать к себе, когда тому было 4 года, но выдержала ребенка только 4 месяца, а затем снова вернула свекрови. Следующая попытка была около года назад. Мальчик объяснил, что мама «2 дня сюсюкалась», а потом стала уходить на работу и запирать его дома на весь день. Где отец? У него уже новая семья и там только что родился 2-ой ребенок. Нет, он любит мальчика, дарит подарки, гуляет с ним несколько раз в неделю, но новая жена не довольна тем, что ребенок себя часто ведет шумно и капризничает, поэтому против, чтобы отец приводил его к ним домой. При более подробном расспросе выясняется, что основной слом наступил у ребенка, когда на прошедший Новый год ни один из родителей не взял его к себе. В общем, причины для депрессии были.
 У детей тоже бывают депрессии. В детской популяции депрессии встречаются в 10-15 %. Не смотря на то, что у ребенка могут быть все возможные игрушки, и родные могут его развлекать день и ночь, есть ситуации, которые детская психика переварить не может ( развод родителей, потеря любимого существа ( это может быть и домашнее животное и любимая игрушка), переезд в другое место жительства, болезнь приводящая к ограничению жизни ребенка, ситуации в которых ребенок «потерял лицо», завышенные требования взрослых, физическое или моральное унижение). Однако, так как психика у ребенка все-таки не зрелая, то и депрессии детские имеют совсем другую картину, чем у взрослых. Что это может быть:
- ребенок может быть печальным большую часть времени или наоборот раздражительным. На замечания взрослых реагирует агрессивными вспышками, либо демонстрирует полное безразличие.
- у ребенка снижена самооценка. Он часто говорит о себе « я плохой», «я глупый», «я никому не нужен», « я всем мешаю».
- ребенок теряет интерес к обычным занятиям и играм, предпочитает пассивную однообразную деятельность- многочасовой просмотр передач « все подряд», просмотр одной и той же книги или вообще сидит без дела в течении долгого времени.
- постоянно ноет или гнусит, жалуется на скуку
- у ребенка изменился аппетит ( как в сторону повышения, так и понижения)
- Становится гиперактивным, постоянно суетится, бегает, хватается то за одно, то за другое дело, все роняет, или становится малоподвижным и целыми днями может смотреть в окно или лежать на диване
- трудно концентрирует внимание, витает в облаках и из-за этого может часами делать домашнее задание, либо часто отвлекается
- падает успеваемость в школе, ребенку становится, как бы не интересно учиться. К своим промахам он относится без особого внимания, нет желания исправится, сделать лучше.
- появляется повышенная утомляемость,   кажется что ребенок уже с утра устал и не может учиться.
- затрудняется контакт со сверстниками. Дети к ним относятся либо без интереса проводят время в одиночестве, либо агрессивно.
- суицидальные высказывания и мысли, которые у детей могут быть представлены различными фантазиями типа: « а что будет, если я умру?», « А я могу испариться?» или выражать желание уйти к умершим родственникам. После 10 лет суицидальные мысли становятся более определенными.
 Так что если школьник вдруг заленился или «испортился» подумайте, может причина не в его злонравии , а есть повод для депрессии. Дети редко стремятся  целенаправленно досадить взрослым в раннем школьном возрасте. Как правило, родители и учителя, пытаясь взять ленивого ученика в «ежевые рукавицы» усугубляют состояние ребенка, углубляют депрессию. Зачем я это говорю? Сегодня день борьбы с суицидами. А детские суициды становятся все более насущной проблемой. Ежедневно 7 детей убивают себя в России. Приглядитесь к своему ребенку.

  • 1
спасибо вам! Разместила у себя ссылку.

прочитав симптомы, я поняла, что было со мной в детстве и в подросковом возрасте, к сожалению мне не уделялось много внимания и сама я не знала, что со мной происходит и куда обращаться. Теперь мне 24, а на дуще до сих что-то осталось и вылилось в многие другие проблемы и комплексы, но как-то я с этим уживаюсь, никак не могу собраться силами и сходить к специалисту. Спасибо Вам, что хоть как-то обрисовали картину.

А что родителям делать, обнаружив такие симптомы? К врачу сразу вести?

Сначала нужно выяснить, что гнетет ребенка. Это может быть вполне исправимо без вмешательства врача. Например ребенок младший школьник может бояться свою учительницу, которая отпускает в его адрес бестактные замечания, у него могут несложиться отношения в классе, или даже элементарно мальчик не может на физкультуре подтягиваться из за чего над ним смеется весь класс и урок физкультуры для него становится настоящей пыткой. Эти вещи вполне исправимы и требуют просто вмешательства родителей.
Вообще ребенок должен чувствовать, что его проблемы и переживания важны для родителей, что родители интересуются его жизнью и хотят помочь ему. В таких случаях в семье можно обойтись и без врача и без депрессий.
К врачу обращайтесь, когда вы видите, что домашние меры не приводят к сдвигам в состоянии ребенка.

(Deleted comment)

Re: Приглядитесь к своему ребенку?

Вы сами-то поняли, что сказали?

Re: Приглядитесь к своему ребенку?

А это необязательно, главное- сказать))))

все Вам правду сказали, это я ошибалась!
http://www.who.int/mediacentre/events/annual/world_suicide_prevention_day/en/index.html
теперь запомню дату:) спасибо

ой. а этому конкретному ребенку бабушка будет помогать с вашей помощью?

С этим ребенком я не вполне уверена. Бабушка, хотя и является официальным опекуном, советуется с родителями, в том числе с матерью. Мать же считает, что все проблемы с ребенком связаны с тем, что он очень одаренный и прирожденный лидер и по этой причине все ему кажется скучным, а от этого не лечат, а наоборот развивают такие качества.
Я им посоветывала посещать детского психолога, чтобы и качества положительные развивать и помочь ребенку пережить сложившуюся ситуацию, но настаивать по закону я не имею права. Так что будут решать родные мальчика.

да, я понимаю, что все зависит от опекунов и родителей. Для меня очень сложно принять то, что у каждого -- свои уроки, даже у детей.

Да... уроки уроками, карма и все такое.. Мне просто сложно представить, что родители не ставят себя на место этого мальчика.

у меня бывают ситуации, когда я -- слепа. Просто не вижу очевидного, иногда головой бьюсь об стену, когда дверь совсем рядом. Поэтому я как раз могу представить чужую ограниченность. Потому что вижу свою. :) А, если на своей шкуре что-то не опробую, то потом сложно поверить в чужой опыт. :)

а вообще у детей мысли и рассуждения о смерти - это чаще всего признак патологии, или всё же нормы?

Да, мне тоже интересно услышать мнение психиатра на этот счет. Я сама считаю нормой интерес (но не зацикленность) ребенка к теме смерти, естессно в определенных пределах. У нас папа погиб, когда ребенку было 1,5 месяца, и я никогда не скрывала от нее этого факта, на этой основе тема смерти в обсуждении возникает довольно регулярно - раз в 2-3 месяца. А было еще бурное обсуждение на rukids, где часть мам кричали, что нельзя ребенка вообще подпускать к этой теме - она вредна для их психики и т.п. Поэтому гибель, например, кошки должна быть обставлена всяческими легендами, как киса уехала куда-то там и приветы шлет.

То что ребенок размышляет о смерти, это нормально в определнных границах. Когда этот интерес возникает? Как правило в дошкольном возрасте, где-то в районе 4-5 лет. когда именно зависит от ребенка и ситуации в семье. Смерть это естественная часть жизни и вряд ли кому-то удасться полностью скрывать ее от ребенка- он видит мертвых животных на улице, он слышит разговоры соседей о том, что кто-то умер, он в конце-концов смотрит мультики где одни герои убивают других или кто-то умирает от старости. Пытаясь определить смерти определенное место в своем миропонимании ребенок задает об этом вопросы. Но смерть для дошкольника это скорее просто непонятный феномен, в котором он хочет разобраться.
Как об этом говорить? Оптимально наверное просто отвечать на вопросы ребенка,как можно просто и без выкладывания собственных фантазий и фобий на этот счет ( типа червей в земле и заколачивания в гроб). Ребенок может быть сильно этим напуган. В вашем объяснении должна быть понятная для ребенка причинно-следственная связь, которой он сможет потом оперировать.
Патологией считается если ребенок очень много времени проводит в размышлениях над смертью и похоронной тематикой, многократно примеряет себя в качестве трупа, или фантазирует над тем, как родители будут страдать после его смерти.

Про то, что мамы в рукидс кричали, что тема смерти вредна для детской психики.

Я, пожив в культуре, где отношение к смерти очень сильно отличается от российского, поняла, что в России табу, связанные со смертью, во многом похожи на табу, связанные с сексом. Все, что относится к смерти - для зрослых, детей от этой темы лучше оберегать, и чем дольше, тем лучше. Даже если ребенок сталкивается со смертью совсем близко, лучше сделать вид, что произошло что-то совсем другое и ребенку по возможности запудрить мозги, потому что не детского это ума дело. На еве-ру примерно год назад был топик "у нас пять месяцев назад погиб папа, как мне объяснить детям, где он?", и в процессе обсуждения выяснилось, что старшей дочери - 8, что ли, лет, вполне сознательный возраст. При этом добрая половина советчиков отвечала в духе "Не раньте их чистые души, рассказывайте, что уехал".

А у нас каждый год в детском саду отмечают "День мертвых", наряжают алтарь в честь кого-нибудь, кто уже умер, дети раскрашивают и украшают картонные черепа и скелетики, делают игрушечные могилки... Окончательным перебором для меня стало в прошлом году задание для родителей написать стишок о том, как ребенок встречается со смертью, п гробики-могилки-мертвецов. Это я не осилила!

Где это такое?

Интересно как!

Я думаю, и та и другая точка зрения имеют право на существование. Тут еще и от ребенка многое зависит. С одним лучше врать и замалчивать, а с другим раскрашивать скелетики :)

Блин, написал камент, а он не запостился(((абыдно. Вобщем я в прибалтике с 1 по 3 класс не учился толком, родители мной не занимались, а мать только от препадов отмазывала. В 5 классе нервы ее сдали и меня забрали из школы посадили на год по домашний арест (вечером на пару часов отпускали во двор, но там нескем было играть, а далеко не уйдеш где друзья). Мда, я конечно изменился за год, но это нанесло определенную душевную травму, отголоски которой будут преследовать меня до смерти наверно. Я не стал лучше, я изменился, но это был уже не тот я...я был активным и любознательным, но год тоски сделал свое дело...

Нда...радикально с Вами родители поступили.

спасибо, очень интересно.

Спасибо! Очень важно, чтобы люди это знали.
Жаль только, что и узнав, вряд ли будут способны изменить место ребенка в своей жизни.

Как грустно. Прочитав, что мальчика не взял никто на НГ, чуть не разрыдалась. Вспомнилось еще "Похороните меня за плинтусом".
А моя дочка довольно часто спрашивает про смерть в свои 3 года. Чаще всего расспросы начинаются перед сном, когда я тушу свет и разговариваю на ночь...

Соматизации еще всякие бывают. Живот болит, голова болит, простуды бесконечные.

Если не возражаете - бывает еще "депрессия детского сада", когда ребенку по той или иной причине плохо в саду (слишком маленький ребенок, отсутствие адаптации, злые воспиталки, травят дети или что-то подобное). Ребенок может резко измениться в поведении, или бесконечно болеть всякими простудами с осложнениями.

Слово "добавлю" пропустила.

Опять не запостилось... Балииин.
Угу, все зависит от устойчивости психики конкретного индивида. Чем дольше живешь, тем больше огрехов воспитания замечаешь. Мая бабка работала в психушке... Она сыпала диагнозами, изображала гримассы и поведение больных. Ужос. Слово "аминазин" мне стало близко как свое имя, бабка мечтала вколоть его каждому второму. А мама. Мы с мамой лет 8 жили в сьемных комнатах, гдето 12кв.м, она постоянно ходила голая по ним и пропагандировала, славо богу хоть не содомию, а всего лишь полезность маструбации и постоянно пыталась узнать про мои занятия оной. Зачем? Кашмааар, как вспомнишь. Я уже молчу про возникшее у меня к ней в итоге влечение, ана у меня в 50 лет на 38 выглядит, по сравнению с ней моя жена похожа на бабку. Но блин я с этим восприятием действительности стараюсь бороться, кто сказал что оно правильное, особенно если чуствую что так не должно быть. Вобщем тяжело живется человеку у которого родители вели себя вне каких-то естественных норм поведения с детьми.

Раз уж зашла речь о мыслях о смерти, может Вы мне чего присоветуете. У меня с 7и лет иногда случяются прступы ужаса перед смертью. Мне уже сороковник. Я наблюла, что самые сильные приступы бывают в ситуации сенсорного голода. Как-то раз оставшись одна в доме на 2 недели с аппаратом Елизарова на ноге (по улице особо не погуляешь) я бродила по дому и орала от страха. Можно с этим что-то сделать?

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

  • 1
?

Log in