Тут, когда писала про всяких матерей с особенностями личности, в разделе «нарциссичные матери» звучала фраза, что детей заводят для того, чтобы «стакан воды поднес в старости». Т.е. причина появления чисто утилитарная и когда стаканные водоносы из детей не получаются, это сильно нарциссов печалит.
Секрет провала плана « стакан воды к старости» довольно прост. Когда ребенок не видит примера сочувственного и поддерживающего поведения, то он и не будет «сочувствующим и поддерживающим». Ну, конечно на чувстве вины ребенка можно удерживать рядом с собой, но тут такое дело, что может выйти не совсем хорошо.Дело не в том, что дети нарциссов исключительно бессовестные сволочи. Часто складывается так, что они могут сочувствие проявлять к кому угодно, кроме родителя. А может быть, будучи в принципе не плохими личностями, выросшие дети просто не знают, как это проявлять сочувствие. Так как их за слабость характера и сопли постоянно притыкали родители, то сочувствие и его проявления могут вызывать у людей резкий дискомфорт, чувство подвоха.
Что вообще такое сопереживание? Далай Лама говорит, что это не только эмпатия, симпатия или альтруизм, хотя все эти составляющие в сопереживании присутствуют. Человек способный к сопереживанию не только страдает с другим, но и предпринимает шаги к облегчению страдания. Т.е. если у вас уж возникла идея, что ребенок должен носить воду, то гораздо лучше, чтобы он носил вам ее не из долга, а из-за сострадания. А то вдруг по выполнению долга положено 3 стакана в день, а вам 4 захотелось…
Воспитание сопереживания в детях довольно непростой процесс. Довольно много зависит так же от мировоззрения родителей. Например, довольно модная тенденция, что инвалид must die потому, как он только потребляет ресурсы и ничего не производит, может сыграть с вами дурную шутку. Люди часто остаются инвалидами, однако свои обещания убиться об стенку «если что», не выполняют. Почему? Ну, жизнь инвалида не так уж и отвратительна, как думают многие. Если ты перенес инфаркт , то картошку ты копать не можешь, но радоваться жизни еще вполне и даже очень. И поднести стакан очень даже кстати бывает. Но дети-то уже усвоили, что инвалид только потребляет…
Так что рекомендуется делать.
1. Показывайте сочувствие к самому ребенку. Есть такой стиль воспитания, когда ребенка не принято жалеть после того, как он, к примеру, упал. Конечно, падение падению рознь и не надо нестись через весь двор к упавшему в песочнице ребенку с воплями. Дети часто начинают плакать при падении потому, что по реакции родителей понимают, что с ними произошло что-то ужасно-непоправимое. В любом случае, ребенку нужно помочь подняться, помочь отряхнуться, а если он плачет обнять и показать, что все нормально. В конце концов подуть на ушибленный лоб. От этого естественно ничего не пройдет, но будет ощущение, что вы помогаете ему чувствовать себя лучше.
2. Показывайте сопереживание к другим. Это касается в первую очередь членов семьи. У Вас могут быть разные отношения с бабушками - дедушками, тетями – дядями, братьями-ссестрами, но ребенок должен видеть, что, не смотря на противоречия, в случае беды вы готовы прийти на помощь. Не надо безумств с дарениями квартир и перечислениями миллионов, лишь бы дядя Ваня с тетей Шурой не грустили. Иногда вполне достаточно телефонного звонка. Ну и конечно комментарии при ребенке, типа « так и надо этой стерве» тоже не создают впечатления, что кто-то за кого-то переживает. Не допустима так же торговля сочувствием – если нам сочувствовали одним апельсином, то наше сочувствие не должно превышать 2-х яблок. Даже если ребенок, став взрослым будет проявлять вполне здоровое сочувствие окружающим, то иногда закрепляется, что в семье не должны сострадать всяким стервам и сочувствие должно быть строго просчитанным.
3. Говорите с ребенком о сострадании. Тут довольно важно расставить все точки над i. Сострадание это не жертва в пользу кого-то или страдание совместно, просто чтобы одному не скучно было без каких-то попыток что-то изменить. Сострадание очень важно во взаимоотношениях, но отнюдь не заменяет работы мысли. Показывайте разумные границы сопереживания и сочувствия. Существует довольно много социальных условностей выражения поддержки и оказания помощи. Иногда не соблюдения этих правил может оказать совершенно иное воздействие. Например, не стоит дарить человеку потерявшему зрение книги или велосипед.
4. Утомление сострадания. Иногда, если переборщить с требованиями сочувствия и поддержки, а так же с рассказами о разных «бедных и несчастных», происходит снижение в потребности сочувствия и сопереживания. Это защитная реакция психики перегруженной негативной информации о боли, страданиях и бедах. Всем невозможно помочь, какое бы большое сердце ты не имел. Более того, на рассказы о людях нуждающихся в поддержке возникает совершенно противоположенные эмоции – цинизм, раздражение, злость, отторжение. Поэтому демонстрация сострадания должна быть дозированной и целенаправленной.
5. Посещение людей, которые нуждаются в помощи и сочувствии. Это могут быть. престарелая соседка, больной товарищ по школе, приют для животных. Какая-то посильная для ребенка помощь или проявление внимания могут значительно поднять самооценку. Он делает что-то важное и полезное.
6. Читайте с ребенком о тех людях, которые прославились своим состраданием. Что именно сделало их такими, как чувствовали люди, которым они помогали, почему это было важно, какое влияние их деятельность оказала на человечество ( Ганди, Мать Тереза, и т.п. у кого какие вкусы и приоритеты в семье)
7. Поощряйте и учите детей играть в несоревновательные игры. Т.е. игры должны быть разные, в том числе те, где нет соревнования, а дети заняты взаимодействием между собой. Это игры ролевые типа «дочки-матери», поиски сокровищ, совместная стройка из кубиков, конструкторов, любых других материалов. Могут быть сложные проекты, где каждый ребенок делает свою часть, а затем делится с другими детьми своими знаниями и навыком.
8. Учите детей слушать других. Этот навык позволяет ребенку быть более чувствительным к настроению и чувствам других людей.
9. Делитесь с ребенком разными историями о том, как вам кто-то помог, поддержали и что вы чувствовали, как на вас повлиял этот случай. Ребенок должен видеть, что забота о других вызывает положительные чувства, действительно помогает людям справится с какими-то трудностями.
10. Дайте возможность ребенку совершать ошибки. Учите понимать ошибки других. Главное не отсутствие ошибок в жизни, а стремление их исправить.
11. Желательно отстранить ребенка от избытка информации о насилии. Однако, естественно, что полностью изолировать его не представляется возможным. С ребенком нужно говорить о том, что происходит в мире, но давать эту информацию с учетом его возраста и особенностей психики. Более нейтральные события возможно обсуждать в таком ключе « а что бы ты чувствовал»
Ну и вот к чему эта вся суета со состраданием. Сострадание и способность к сочувствию одна из кардинальных черт отличающих человека с расстройством личности от личности здоровой. Более того, сострадание поднимает самооценку ребенка, развивает его коммуникативные способности, умение ладить с людьми. К сожалению, сострадание в настоящее время для многих стоит рядом со слабостью и недостатком силы характера. Однако именно взаимная поддержка людей, а не их враждебность друг к другу в рамках тяжелых условий древних времен помогла человечеству выжить. Так что вероятно и сейчас состраданием не стоит пренебрегать. И не только из-за стакана воды в старости.
2012-01-09 03:40 am (UTC)
Сострадаение естестественно не для каждого, и учить именно сострадать, а не помогать -- калечить психику половине детей.
Более того, даже если сострадаение соответствует психике, то все равно описанное делает акцент на острадании, а помощь -- "ха кадром", что не конструктивно.
"Человек способный к сопереживанию не только страдает с другим, но и предпринимает шаги к облегчению страдания"
А ЗАЧЕМ страдать вместе? помочь как-то логичнее.
Да, некоторым нужна именно "жилетка поплакамться" -- можно и разрешить, если человек близкий, но и в этом случае -- сострадать-то на фига?!
А уж если учесть кол-во "психических вампиров", которые именно что требуют сострадания и сопередивания, при этом отказывась от помощи -- то вообще.
Взаимная поддержка не должна сводиться к сопереживаниям!
"1. Показывайте сочувствие к самому ребенку."
Далеко не всем детям нужно сочувствие, а многие от него шарахаются, особенно на публике. Требуется _внимание_ -- ребенок должен понимать, что он не безразличен.
Но куда полезнее, если серьезно упал, что все в порядке, это и сказать (а если ревет -- то аккуратно не одобрить), и пусть дальше играет. А не сочуввтвоваать на всесь двор: "а-а-а, детонька покалечилась, ужОс!".
"Желательно отстранить ребенка от избытка информации о насилии... Более нейтральные события возможно обсуждать в таком ключе « а что бы ты чувствовал»"
Тут даже слов нет, одни выражения.
2012-01-09 03:57 am (UTC)
"Вампирам" тоже можно сочувствовать, но не в том ключе, к котором бы они хотели. Избегание манипуляций - это совсем другой разговор, не много не по тому уровню развития.
Сочувствие это не целование в попу ребенка... Тоже не пойму, о чем Вы, я вроде бы пишу тоже самое, только другими словами. Единственно дети стесняются сочувствия, если в семье к этому чувству относятся как к слабости и с пренебрежением.
А Вы о каком уровне насилия? Трупы-трупы трупы, Убийство Каддафи в картинках? Стоит показывать, на Ваш взгляд.
2012-01-09 09:10 am (UTC)
Ага, у социопатов с ним плохо. Еще у нарциссов. У шизоидов затыки. А остальные вполне к нему способны.
2012-01-09 03:13 pm (UTC)
И ещё. Сострадание не отрицает помощи. Но помощь бывает разной. Если мне скажут: я тебя понимаю, тебе больно, я помогу - я приму помощь с благодарностью. Если же предложат даже сверхпомощь, но с презрением, как подачку не умеющей жить идиотке - пошлю нафиг, с голода помирать буду, а пошлю. Думаю - не я одна. Так что Гутта права: сначала сострадание, сопереживание, понимание и принятие, а потом - помощь.
И между прочим можно в истории найти немало примеров очень деятельной помощи именно при сострадании: и Мать Тереза, и Великая Княгиня Елизавета и наша нынешняя Доктор Лиза.
2012-01-09 04:36 am (UTC)
8 - все-таки, наверное, не столько "слушать", сколько "слышать";
11 - тогда уж и от избытка информации от сострадании, тоже оч.часто переходящей грань, за которой начинается откровенное зомбирование, - вот и попробуйте задать здесь адекватные регуляции на практике, а я посмотрю :)
Вообще, с детскими "ограничениями на информацию о реальном мире" надо быть крайне острожными по целому ряду причин. Прежде всего из-за того, что такая информация суть важнейший источник адекватной социализации: в частности, если в окружающем ребенка мире насилия много больше, чем он, в результате ограничений, себе представлял, то первый же отрыв от маминой юбки кончится психотравмой с плохо непредсказуемыми последствиями. Как минимум, среди них точно будет утрата доверия к воспитателям, что, вообще говоря, уже педагогическая катастрофа.
2012-01-09 04:41 am (UTC)
\\\Прежде всего из-за того, что такая информация суть важнейший источник адекватной социализации: в частности, если в окружающем ребенка мире насилия много больше, чем он, в результате ограничений, себе представлял, то первый же отрыв от маминой юбки кончится психотравмой с плохо непредсказуемыми последствиями. Как минимум, среди них точно будет утрата доверия к воспитателям, что, вообще говоря, уже педагогическая катастрофа.\\\ Поэтому и надо излишек информации, который ребенок не сможет переварить по возрасту и особенностям психического склада, убрать. Остальное объяснять, опять же в меру психических особенностей. Дело в том, что многие процессы и катастрофы в мире даже взрослые довольно тяжело переносят. Даже без маминой юбки.
2012-01-09 03:17 pm (UTC)
2012-01-09 06:28 am (UTC)
2012-01-09 07:22 am (UTC)
Упор-то надо делать на адекватной эмоциональной атмосфере, а не о сострадании и жалости ко всем подряд.
Причем радости тоже может быть слишком много :-)
Спасибо!!!
2012-01-09 07:27 am (UTC)
Поражена реакцией ЖЖ-сообщества. "Что=то сломалось в волшебной шкатулке" в нашем обществе.
подумала ещё немного
2012-01-09 07:56 am (UTC)
Re: подумала ещё немного
2012-01-09 10:55 am (UTC)
Сочувствовать _принято_. Вплоть до местами мерзких воплей и захлебывания слезами и соплями. Поморщатся, но не осудят -- это ведь переживает, сочувствует! Отторжение будет лишь при очень заметной фальши.
При этом русский ментатитет к радости относится очень строго -- даже улыбка должна быть искренней, а не дежурной (как у американцев, нвпример). Получается, что со-радость может быть лишь в том случае, когда действительно радуешься за другого -- а это бывает куда реже по простой причине: очень часто, напоказ кому-либо сочувствуя, имярек на самом деле сочывствует себе (перенос).
Ну, типа: "Этот гад твой опять напился! Как я тебе сочувствуют! (мой-то тоже).
2012-01-09 10:52 am (UTC)
спасибо, Наташ
я поняла, что сильно не права в реакциях, когда с размаху упала, будучи глубоко беременной, а старшая дочка вместо того, чтобы пожалеть - начала меня ругать, я сначала дико обиделась, а потом стала крепко думать, где была не права и в чем ошибалась, эх
2012-01-09 11:20 am (UTC)
Жаль только, что граждане, которым следовало бы прислушаться к содержащимся в ней дельным советам, обычно принимают их в штыки. Вот в этом-то и состоит главная проблема...
2012-01-09 12:16 pm (UTC)
А ребенку надо наверное не только сочувствовать, но и принимать с радостью его сочувствие. что бы он поверил, в то, что поцелуем можно превратить плачущую мать в счастливую!
2012-01-09 12:40 pm (UTC)
Почему-то при оговорках в каждом пункте "не надо нестись через весь двор к упавшему в песочнице ребенку с воплями", "У Вас могут быть разные отношения... но ребенок должен видеть, что, не смотря на противоречия, в случае беды вы готовы прийти на помощь", "Сострадание это не жертва в пользу кого-то или страдание совместно, просто чтобы одному не скучно было без каких-то попыток что-то изменить. Сострадание очень важно во взаимоотношениях, но отнюдь не заменяет работы мысли. Показывайте разумные границы сопереживания и сочувствия" - некоторые вспоминают пример бабушки, которая вполне нормально мыслящему ребенку болтала чушь, видимо, еще и очень эмоционально.
Наверное, этот пример перебил и перечеркнул всё, и адекватное восприятие информации застопорилось )))
2012-01-10 11:17 pm (UTC)
Укажите любой пункт в посте (кроме №8, я с ним согласен), я укажу, где там может быть засада.
2012-01-09 03:06 pm (UTC)
2012-01-10 11:18 pm (UTC)
2012-01-09 11:21 pm (UTC)
Мне кажется тут очень косвенная связь. То есть отсутствие способности к состраданию и сочувствию может предрасполагать к возникновению девиаций, основанных на пренебрежении мнением окружающих.
С другой стороны, люди более "толстокожие", защищены от множества стрессов и фрустраций.
А вот то самое чрезмерно развитое сострадание заставляет премного переживать, в том числе от отсутствия его к себе в симметричных масштабах..
2012-01-09 11:52 pm (UTC)
Толстокожесть, может быть результатом довольно разных процессов, в том числе и болезненных и она совсем не защищает от стресса.
Сострадание вовсе не равно недержанию эмоций. Если Вы сострадаете, то никто не настаивает сострадать всем и до бесконечности. у любой эмоции есть начало и конец. Если человек не может остановиться и слишком сильно вовлекается в эмпатические переживания, что приносит ему самому эмоциональный вред, это уже не сострадание. Это отстутствие контроля над эмоциями.
2012-01-09 11:29 pm (UTC)
В Калифорнийских школах стандартная практика, если ребёнок упал, учитель подходит и спрашивает: ты в порядке? В результате, остальные дети делают то же самое. Ещё можно лёд предложить - на выбор ребёнка, если ушиб не очень сильный.
В семье, как правило, если ребёнок падает и говорит, что ему больно, родители отвечают: иди сюда, папа/мама поцелуют, и всё пройдёт. если ребёнок предпочитает дальше играть - пожалуйста; если предпочитает подойти за поцелуем - целуют ушибленное место; и да, если на попу упал, то и попу можно поцеловать,- а куда деваться. Как правило, "лечебные поцелуи" оказывают магическое действие, и ребёнок возвращается к игре.
2012-01-10 11:23 pm (UTC)
Ну и правильно. А где тут необходимость сочувствия-то? Вс енаглядно видно, раз упал.
Что же вас всех так в дихотомии-то кидает, а?
2012-01-11 08:27 am (UTC)
Только по-настоящему, не просто заучить программу действий, а чтобы это правда была эмоция?