ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Само-идентификация с предметами.
gutta_honey
Кроме субличностей, в личности человека еще много чего примечательного. Например, такое явление, как  само-идентификация. По сути, это некие явление  или предмет, с которыми мы себя не только соотносим, но и их включаем в себя. С одной стороны, ничего страшного не происходит. Мы должны как-то прикинуть, насколько и что нам подходит и, как мы к чему относимся.  Мы ходим в определенные магазины, парки, рестораны и для нас это не просто помещения и пространства, а часть нашей жизни. Мы покупаем вещи и встречаем людей, и они становятся для нас не просто предметами и телами, а чем-то  более значимым. Это обычный процесс взаимодействия личности и среды.  Но в этом случае, мы просто как бы прикладываем эту среду к себе, и она оставляет на нас отпечаток, мы получаем опыт и впечатления.

Однако некоторые явления не только оставляют отпечаток, но и становятся чуть ли не частью личности. Либо одна из субличностей может захватить крепко  что-то извне и присвоить.  Потом уже из лапок вырвать бывает очень трудно. Например, машина становится не  средством передвижения, а большой игрушкой в руках «ребенка-играющего», который уже не мыслит без нее своего существования. Конфетки и сласти может полюбить ребенок чувствующий. А дальше кому что надо – налетай, «бабам цветы, детям мороженное». С одной стороны вроде бы это все хорошее дело,  все субличности счастливы. Кому машинку, кому  цветы.  Но с другой стороны  обладание предметом не всегда то, что действительно нужно. К примеру, нужны не конфеты, а внимание и любовь. Но с последними никак не выходит и сладости крепко занимают вакантное место. Они становятся  как будто  частью личности, которую вроде бы и изменить нельзя. Человек идентифицирует себя, как любителя сладкого, а значит сладости, то, что должно быть всегда под рукой, как атрибут сладкоежки.

Конечно, не всех сладкоежек недолюбила в детстве мама. Некоторые склонности могут быть просто склонностями и чертами характера. Но черту характера  можно отличить от идентификации тем, что если у человека  попытаться отнять  то, час чем он себя идентифицирует или, даже ему просто грозит ситуация, когда этот предмет исчезнет из его жизни, он будет сильно сопротивляться и всячески демонстрировать гнев и расстройство. Перспектива лишиться сладкого убивает его потому, что в этом случае освободиться пустое место, которое было предназначено для любви и внимания, а  положить туда будет нечего. Ни любви, ни внимания нет, только пустая дыра. Если идентификации со сладким нет, то: «Ну, люблю я конфеты, но если их нет, то живу спокойно. Будут конфеты, буду их есть».
Можно сразу вспомнить массу таких случаев, когда люди эмоционально привязываются к чему-то. Вот, без этого жизнь просто невозможно.  Не обязательно человек должен иметь зависимость от данного предмета, просто без него жизнь будет выглядеть куце в его глазах. Не обязательно быть алкоголиком, но можно не мыслить  застолье без бутылки. Ну, хоть пол бокала вина выпить, иначе…прям не праздник будто! Такое место в жизни может занимать машина, украшение, хобби, предмет мебели, блог, квартира.

Кроме всего прочего, люди очень болезненно реагируют, когда предмет идентификации как-то негативно, и даже просто непозитивно оценивают. Они бросаются защищать его, как себя самого от смерти. Попробуйте сказать восторженному  любителю определенного сорта вина, что вам оно не нравится. Можно получить в ответ такую отповедь, что мало не покажется. Потому что  недовольство вином воспринимается не как мнение, а как атака на личность.

Часто человек может проводить время, холя и лелея предмет идентификации. Рассуждать, как он хорош, как прекрасен, сколько у него положительных качеств и свойств.

В общем, если сгустить краски и дойти до гротеска, то человек с идентификацией себя с предметами похож на Горлума  и его кольцо «прелесть».
Но не все так жестко и страшно. Большинство людей не доходят до состояния  Горлума , но имеют довольно много предметов идентификации, которые закрывают пустующие места  их неудовлетворенных потребностей. И вроде бы   можно так жить. Ну, не любишь мужа, а любишь булки с изюмом… не реализуешься на работе, ходишь на рыбалку… не чувствуешь себя защищенными, покупаешь много ненужного барахла. Эти  вещи вроде бы дополняют  жизнь и все уравновешивают.  Корректируют размытую я-концепцию… Но. Вещи такое дело, что они не вечны и их можно потерять. Люди боятся этого, и начинают больше концентрироваться на вещах, приобретать их все больше и чаще.   Так сказать захламляют внутренние потребности.  Их личность превращается в своеобразную квартиру хоардера ( барахольщика, собирающего с помойки предметы в свое жилище)

Когда стоит вопрос обратиться к этим самым внутренним потребностям, чтобы их удовлетворить, иногда людям приходится продираться через  дебри идентификаций. Оказывается, что нужно не бриллиантовое кольцо к юбилею, а внимание и любовь. Не глаженая рубашка как таковая, а  чувство нужности и значимости для окружающих. Но, сами понимаете, что рубашками и кольцами потребности на самом деле не насытишь.

ЗЫ: для интересующихся, о самоидентификации с предметами писал Экхарт Толле. Можно по-разному относиться к его поискам себя, но он автор очень многих интересных концепций. И вообще, отличный пример удачного поиска себя и выхода из личностного кризиса.

Типичный пример, по-моему, это употребление мяса/вегетарианство и веганство. Там с обеих сторон идут такие мощные волны абсурда. Те, кто едят мясо и имеют с этим делом "пунктик" могут весьма агрессивно относиться к перспективе отнятия у них мяса, поэтому с разной долей интенсивности недолюбливают вегетарианцев и веганов. Последние с пунктиками, это вообще мрак, своё право на "не мясо" будут защищать хоть с оружием в руках. Ну и вообще самоидентификация себя с тем, что и сколько ты употребляешь в пищу и пьёшь. Из серии, если ты мужик — пей пиво, ешь шашлык!

Ещё, как мне кажется, тут же корни сенофобии, типа гомофобии и т.п. Предмета как такового тут нет, но самоидентификация через сексуальную ориентацию налицо. Хотя опять же, кто есть по сути человек и то, как и с кем он удовлетворяет свои сексуальные потребности, в принципе не эквивалентные понятия, концепции.

А ведь даже не обязательно иметь все потребности удовлетворёнными, чтобы не фиксироваться на подменах. Если ты осознаёшь (и честнопризнаёшь это внутри себя), что та или иная потребность не закрыта, ты ищешь пути решения этой [бытовой] проблемы. Тем более, что насущные потребности возникают постоянно и чтобы эффективно решать проблему их удовлетворения, не надо заваливать себя ритуальной мишурой и блестяшками. Они только мешают.

Да, мясоеды, тоже весьма агрессивные встречаются. Высказываются вплоть до идеи,что у них реально со дня на день мясо отнимут:)

очень интересно про то, какие субличности обычно чем увлекаются - нет ли закономерностей?

и второй вопрос: что случится с человеком, если у него вот такой предмет самоидентификации отнять?
например, на ребенка насели взрослые и "убедили", что любимая игрушка вредна/некрасива, и играть в нее плохо и стыдно?
или, например, что конфеты едят только толстые неудачницы, а такой приличной и симпатичной девочке сладкое ни к чему?

Капитан очевидность подсказывает, что будет взрыв в той или иной форме :)

Другое дело, что вся эта концепция, начиная с дебюта, проигрышная. Сильная привязанность к вещам а, тем более, поиск самоидентификации в них, тупиковый путь. Дорога неудачника, всегда. Это не означает, что не надо ничем увлекаться или не иметь ответственности за свою собственность, защищать её. Или вообще не иметь собственность и стать нищим бродягой. Но это означает, что вещам не придаётся никакой другой смысл, кроме как инструментов для решения задач. И ими владеть не плохо, не стыдно, не вредно - а просто нужно и удобно. И уж тем более не стоит их отождествлять с личностью и, соответственно, по умолчанию ставить в списке приоритетов защищаемых объектов на ту же ступеньку. В большинстве ситуаций это полная бессмыслица.

А если "взрослые" говорят такие вещи "ребёнку" или даже взрослые ребёнку и убеждают его в этом, задавлива авторитетом, им надо тоже начинать что-то править в консерватории.

Спасибо, интересно. Отчасти по ошибке перевозчиков отчасти по нашему желанию мы за собой возим по миру горы всякого барахла. От лишней одежды мы избавляемся легко, но вот инструменты разные, железяки, краски, книги, мелочи вроде коллекция всяких предметов которые можно поставить на натюрморт или игрухи для всех возрастов - это всё с нами и всё часть нашего дома. Детям оно всё постоянно пригождается и пока мы жили 8 месяцев на полу в пустом доме им было скучновато. Думаю такой дурдом, не одна вещь, а вообще совокупность всего этого "про запас" и "любимого" помогает нам чувствовать себя уютней. В отпуске нам всё это не нужно.

А кстати коллекционирование чего-то и коллекции - это тоже часть личности? Наверное да?

А художническое жлобство? :))) К примеру очень часто мы переживаем куда и кому уйдет работа после продажи, не повесят ли её на кухне над газовой плитой и т.д. Моя подруга честно признается что стала иллюстратором чтобы продавать только изображение, а оригиналы оставлять себе и я её понимаю. Собственная работа может быть продолжением личности или её частью? Мне ужасно жалко когда мои работы теряют в перевозках.

Тут все зависит не что, а как человек к этому относится. Можно чем-то увлекаться, а можно носиться как с писаной торбой.

Понимаю, даже что-то такое в себе нахожу. Но что делать, если реальные потребности не удовлетворить (по некоторым причинам, нездоровье, например) просто никак?..

Кстати, вот да? Я вот сладкоежка ))) Но в том объеме, что я хочу это потребность мало кто удовлетворить сможет ))))

Правильно ли я понимаю, что этот же механизм размытости самоидентификации и неудовлетворенных потребностей лежит в основе всех зависимостей? Просто первое, что пришло в голову, это молодые мамы с их "мы покушали", которое развивается в созависимые отношения. Здесь же, по сути, ребенок практически увеществляется, причем,как мне кажется, вместе с куском мамы, получается своего рода мертвый, сцементировавший двоих, кусок личностей.

А вот если у меня есть любимый костюм, который я ношу уже очень долго, старательно подшиваю и делаю заплаты, ассоциирую его с собой, но при этом не «провожу время, холя и лелея его» и не «реагирую очень болезненно, когда его как-то негативно, и даже просто непозитивно оценивают», бояться ещё нечего?

где то наверное наивно напишу

что то меня смущает эта схема "нужны не конфеты, бриллианты, а внимание и любовь". Ну да, кажется ведь что любовь и внимание чувствуешь, а конфеты потребляешь, второе - носишь.
Но ведь можно говорить часто (внимание), что любишь, и испытываешь самые приятные чувства к другому - все! без конфет и брильянтов, без поездок, и сюрпризов - т.е. без материального, ведь оно не приравнивается к чувствам.
То что? вот это и есть истинное?

здорово.

вы неожиданно и изящно дали мне возможность разрешить заметное противоречие.

в детстве и юности я боялся вещей, поскольку видел в них зависимость. по всей видимости, за зависимость я принимал эту самую идентификацию.

а теперь я живу по принципу "что пришло, то и ушло" (в смысле за грань с собой не унесешь), и мне стало как-то неловко перед вещами, что я их недостаточно ценю.

оказывается, вполне достаточно.
спасибо.

ой, так вы с детства познали буддийскую непривязанность к вещам :))

Я с подростковых лет колечко носила на большом пальце - просто так, привыкла и не снимала. Что-то вроде талисмана. Пока осенью не решила: всё, это всего лишь кусочек металла, зачем он мне? Сняла, и так сразу легче как-то стало, раньше всё боялась потерять, да и постоянно думала, что к нему подходит, что нет... Короче, свободный человек не будет привязываться к вещам :)
Зато сладкое люблю. И мясо. Голодное детство, видимо, сказывается :) Зато люблю старые вещи, но тут уже не могу ничего поделать - рука не поднимется выбросить

А это работает только с вещами? У сетевых холиваров (вегетарианцы против мясоедов/худые против толстых/гламурные против негламурных) другая природа или точно такая же?

Нет,идентификация бывает и с увлечениями, стилем жизни. Но тут все более органично, потому что все-таки быть частью субкультуры нормально для человека, а вот быть частью машины это все-таки не то чтобы айс.

Надо же... А я-то всё никак не могла объяснить супругу, почему его желание повозить чужих людей на моей машине приводит меня в состояние берсерка. И почему приход незванных\нежданных гостей в мой дом воспринимаю как нападение на меня лично.
Спасибо, отлегло.

о, ну хоть один из "диагнозов" ко мне приклеится :)
я - Горлум, только вместо единственного волшебного кольца у меня много не магических каменных бус :))
как царь Кощей на ними чахну

Скажите, а что значит, когда нет, или очень мало таких предметных само-идентификаций?
Когда пустота, на месте нужного качества/потребности, НЕ заполняется "суррогатной" идентификацией, а остается пустотой, которая чувствуется - постоянно?
Сегодня у меня уже не совсем такое само-ощущение.
За последний год я нашел несколько таких дырок, которые мешают жить, и пытаюсь заполнить их намеренно приобретенными качествами. Удовлетворить потребности, а не ретушировать дыры и пустоты.
Но в описаном выше ощущении, я прожил всю юнность и бОльшую часть третьего десятка.
Очень интересно ваше мнение.

Edited at 2013-03-22 08:25 pm (UTC)

чАсть людей закрывает самостоятельно эти пустующие неудовлетворенные потребности, а часть нет. Это зависит от личности и остроты конфликта. В принципе, не закрывать их более правильно, потому что пустое место стимулирует на поиск. А если место забито идентификацией, то вроде бы и ничего не надо.

Другой впрос, что если дырка существует, то что-то Вы недополучили в свое время. ЗАполнять ее не просто во взрослом состоянии.

Нууу, я вот шоколад люблю ошшень, он же вкусный))) И долго жить без него - печально) Подозреваю, что тут все же больше химическое, нежели психологическое.

УчОные по последним данным считают,ч то к шоколаду химической зависмости не формируется. Только поведенческая :)

А как подобная самоидентификация соотносится с общественными нормами?
Я часто встречаю такое мнение: реального успеха в каком-либо деле можно добиться, только если за это дело душу дьяволу продать. Ну или костьми лечь хотя бы. И в случае известных ученых и гениальных, к примеру, художников так обычно и выходит.
Ведь увлечение вещь субъективная и непостоянная, а подобная зависимость от деятельности - реальный способ заставить себя работать.

?

Log in

No account? Create an account