ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Где Бог живет в нас?
gutta_honey

Вы чувствовали когда нибудь присутствие Бога или другого высшего существа в своей жизни. Когда вся жизнь кажется суетой и вы будто узреваете, что есть вечные истины. Это эдакий момент истины и душевного блаженства, абсолютное единство существования с миром. Так вот,   нейрорадиолог и психиатр из Пенсильвансокого университета решили измерить и отразить эти трансперсональные переживания при помощи SPECT ( позитронно-эмисионной томографии) и  изучения уровня регионального кровотока мозга. То есть показать, что происходит в мозгу в момент божественного откровения. Взяли они францисканских монашек и тибетских буддийских монахов во время их медитации и молитвы, провели исследования и определили следующие  закономерности:

- усиление активности префронтальной коры (ответственна за внимание)

- снижение активности верхне-теменной коры ( зоны ориентации: левая ответственна за определение границ тела от окружающего мира, правая отвечает за ощущение места в котором тело существует - видимо поэтому возникает ощущение растворения Я в мире)

 - интенсивная сенсорная стимуляция в виде ритмических песнопений и звуков барабана вызывает торможение работы гипокамппа и амигдалы , что приводит к снижению притока информации ко всем участкам коры, что приводит к тому, что кора начинает сама себя стимулировать ( производить собственные импульсы), как при галлюцинозе Шарля Боннэ.

- во время религиозных видений активируется затылочная кора, зрительный анализатор.

- при слышании голоса Бога, активируются центры Брока (внутренняя речь), что в условиях сниженного потока через угнетенный гипокампп, приводит к усилению интенсивности работы этих зон и восприятия мыслей, как голоса.

- Усиленная информация из самостимулирующейся коры видимо устремляется в лимбическую зону вызывая эмоциональный взрыв- радость, экстаз, эйфория или напротив ужас, чувство вины, раскаяния.

   На основе этого, М. Персингер из университета Онтарио решил произвести следующий опыт. При помощи специального шлема он воздействовал слабым магнитным полем с определенными характеристиками на области  височных долей. У 4-х из 5 испытуемых появилось ощущение присутствия кого-то в комнате, что этот кто-то оказывался рядом с ними был больше чем просто человек, обладал запредельной добротой и мудростью. Кого именно они чувствовали, зависело от их собственных религиозных воззрений и опыта. Это мог быть кто-то кого человек просто любит, или самого Бога, если человек был религиозен.  

  Кроме всего известно, что височная эпилепсия часто производит в качестве припадков религиозные переживания, достаточно высокой интенсивности. Приступы могут возникать спонтанно или провоцироваться ритмической звуковой или световой стимуляцией ( как при религиозных обрядах) Во время приступа большая часть работы мозга подавляется патологическим очагом.  Многие религиозные деятели описываются как лица страдающие эпилепсией.

  http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2003/godonbrain.shtml  рассуждают является ли религиозность и вера в Бога свободным выбором или же патологической работой мозга. Возможно те, кто не имеет  патологического очага в височной области, не способны чувствовать присутствие Бога в своей жизни. Хотя очевидно, что религия  явление гораздо более обширное, чем височная эпилепсия.


  • 1
Мне вот интересно - а совесть в каком участке мозга располагается?)

Хороший вопрос. Я где-то про это читала. Надо повспоминать.

Это была ирония, если что.
Я к тому, что основывать свою веру в Бога на такой зыбкой вещи, как какие-то там ощущения во время молитвы - достойно всяческого сожаления.

А человек всё своё существование, отличающееся от растительного, основывает на вере в возможность чего бы то ни было.

И что с того?)

Да. Действительно

Была какая-то мысль, но сформулировал я что-то другое :о)

Мозг - вещь очень интересная. Но большинство, не приемлет такую трактовку, ведь это - богохульство со стороны науки.

Но я лично, согласен.

Хотя вопрос религии - довольно сложный. Но книга Фрейда "Человек по имени Моисей, или монотеистическая религия", проливает свет на происхождение и развитие этой догмы.

В этом отношении в одном из исследований было очень дипломатично написано, что мы мол не отрицаем наличие Господа, а показываем как человек его чувствует. (ссылку к сожалению не найду уже):(

да, есть мнение, что Богу было бы ни к чему создавать человека физиологически не способным к восприятию божественного.

почему это богохульство?? наука изучает свою сторону одного и того же явления, богословие - свою.
А на развитие какой именно догмы какой именно религии проливают, по вашему мнению, свет книги Фрейда?

Богохульство - для тех, кто верит. А то, что описывает Фрейд - это, практически, расклад о том, что то, во что верят - не есть нечто божественное и неосязаемое.

ну это кому как :)

Хоррроший пост. Это многое может объяснить. Мда. У меня явно нет патологического очага в височной области :)

А вот интересно: детское стремление к вере в Бога можно как-то разумно объяснить? Я сама - атеист, кондовый такой атеист, что сил нет, верю исключительно в науку и собственным глазам. При этом по отношению к любой религии придерживаюсь нейтралитета: пока они меня не касаются, я против и слова не скажу. Среди моих друзей достаточно людей верующих - это их личное дело, я этот вопрос предпочитаю с ними просто не обсуждать или, как минимум, не спорить на подобные темы. Я никогда не говорила дочери (9 лет) ни "да", ни "нет" в отношении религии. Свою позицию объясняла, но всегда уточняла, что есть и другие точки зрения - такие и эдакие. Ни отрицательных, ни положительных характеристик ни своим взглядам, ни чужим не давала. Детскую Библию все же ей дала почитать, дабы дите хоть представляла, о чем идет речь. И вот она сейчас утверждает, что верит в Бога. Я не спорю. Вырастет - сама для себя уточнит, верит или нет. Но интересно, что среди ее подружек и друзей практически все типа верят. Т.е. несколько человек из религиозных семей - там это понятно, но большинство-то нет. Для них это своего рода сопричастность к чему-то большему.
Я до Вашего поста полагала, что и взрослые идут в религию исключительно из-за невозможности самостоятельно уверенно противостоять обстоятельствам (внешним или внутренним). Теперь выясняется, что это может быть далеко не единственной причиной - возможна и физиологическая подоплека. А что таки насчет детей? У них тяга к чему-то большему распространена намного выше, чем у взрослых... Это может быть связано с особенностями развития детского мозга?

дети более впечатлительны, верят в чудеса, хэппи-энд и тому подобные вещи... у меня сестра такого же возраста. в школе им периодически какпают на мозг верой в бога, но от неё я пока не слышала ничего о вере. и славненько, я считаю.

сорри что коммент на такой старый пост.

>>среди ее подружек и друзей практически все _типа_верят_.

>> человек из религиозных семей - там это понятно, но большинство-то нет.

а есть кроме семьи ещё и эээ общество, где нынче верить _типа_круто_. Когда и прeзидент Дмитрий Владимирович в две руки крестится с экранов, на взрослых это влияет в зависимости от их опыта, а когда в классе типа модно, а все вы неверующие фу , то это совсем другое... "мне так каатся"©

(Deleted comment)
в буддизме есть много других категорий, обозначающих высшую по отношению к человеку и миру реальность :))

(Deleted comment)
Нирвана не может присутствовать в комнате.

Знаете, височная эпилепсия очень распространенное явление. Даже у кажущихся здоровыми людей частенько , если прицельно поспрашивать можно найти височные пароксизмы. К примеру, дежавю испытывает больше половины. Так же возможно и с верой в Бога. Если человек имеет такой религиозный опыт ( пароксизм), ему легче верить в это, чем человеку который такого никогда не испытывал.

Простите, но если больше половины испытывают, то как можно говорить об отклонении?
Получается такая работа мозга вариант нормы.

Эпилептический очаг в височной доли, это не норма, это отклонение. Но вот сама эпилепсия заболевание очень многофакторное. Не всегда очаг дает симптоматику, потому, что остальной здоровый мозг эту активность сдерживает. Многие лиди испытывают переодически височные пароксизмы из за "утечки очага" если остальной мозг испытывает к примеру утомление или интоксикации, или недостаток питания. То что это явление распространено, не делает его нормой. Другое дело, что редкие пароксизмы такого рода не влияют на повседневную жизнь

(Deleted comment)
Нда, но по ней не так много литературы и исследований. Я по крайней мере не нашла.

(Deleted comment)
Ага, спасибо, почитаю.

У католиков так же. Нужны очень конкретные доказательства мистических переживаний.

Вот тоже исследования на эту тему в популярном виде.
http://www.scepsis.ru/library/id_2076.html
Скорее всего всякие религиозные проявления - продукты
нашего мозга.

Интересно, сколько по времени проводилось это исследование, чтобы "поймать" НАСТОЛЬКО РЕДКОЕ, по крайней мере, у католических монахинь, состояние "экстаза, эйфории, ужаса, чувства вины, раскаяния, слышание голоса Божия или видений"? :))) Такие состояния переживают далеко не все верующие христиане, и смысл молитвы вообще-то не в этой аттракции. Правда, про тибетских монахов ничего сказать не могу: не знаю. :)

Прекрасный пост! с большим удовольствием чита ваш жж:)
А данных ЭЭГ во время молитвы/медитации нет?
Моя бабушка имела очаг в височной доле и действителььно была очень религиозна...

Нет, к сожалению. Прочитала только 2-страничное сообщение об этом. Тоже показалось маловато.

По запросу "данные ЭЭГ во время молитвы/медитации" Яндекс выдает "нашлось 87 страниц", когда-то даже книгу науч-популярную на эту тему видел, сейчас не вспомню названия.

я - агностик. и для меня, в принципе особой разницы нет, есть бог или нет. хотя я склоняюсь к тому, что бог и вера в него - это плод человеческой культуры. и не более.
то, что люди что-то там как будто слышали или чувствовали я бы объяснила тем, что человеку почему-то хочется чтобы было в мире что-то умнее, мудрее его самого. хочется чтобы это "что-то" или "кто-то" управлял нашими жизнями. типа не быть же нам одним. людям хочется к кому-то обращаться за советами, с просьбами и т.п. на само деле они сами к себе обращаются, только почему-то придумывают невидимых духов.

Можно предположить, что это инстинктивная необходимость найти лидера/защитника и делать, как он скажет.

Мне кажется, все-таки можно просто верить, не имея никаких патологий в работе мозга. При этом врядли будут слышен "глас Господен" и являться образы. Вес будет на уровне веры, и все.

Ну собственно это ничем не опровергает довольно известной точки зрения, что мозг в первую очередь не генератор, а приемник и передатчик.

Да, как телевизор сам не генерирует картинку, так и мозг не генерирует сознание.

Значит, и правда есть люди, у которых "орган веры" отсутствует ;)

Видел по Дискавери

передачу про это - там Докинзу шлем одели - а он и не чуствует ничего.
Отсюда вопрос - нет ли связи религиозного чувства с "нормальной" родовой травмой головы. То есть статистически достверная связь кесаоревого сечения и отсутствия реакции височной доли на раздражение под шлемом?

(Deleted comment)
Вы как раз изложили основы критики, которая была выдвинута против результатов эксперимента ( вернее их интерпретации). Да, действительно магнитное поле изменяет ощущуения. Но. Опять что первично(яйцо или курица) наша общность с божественным или наша отделенность от него. когда мозг ошибается? Может ученые нашли возможность не вызвать иллюзию растворения, а наоборот устранить иллюзию что мы отдельные существа. И само "чувство растворения" далеко не общность с Богом и религия.
В общем, к этому эксперименту нужно относится просто как к феномену, ИМХО, который интерпретировать в настоящее время однозначно невозможно.

Очень интересно - только сейчас обнаружил! Разделяю такой подход к данной проблеме.

мне понравилось резюме: "Хотя очевидно, что религия явление гораздо более обширное, чем височная эпилепсия" :)

  • 1
?

Log in