ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Где Бог живет в нас?
gutta_honey

Вы чувствовали когда нибудь присутствие Бога или другого высшего существа в своей жизни. Когда вся жизнь кажется суетой и вы будто узреваете, что есть вечные истины. Это эдакий момент истины и душевного блаженства, абсолютное единство существования с миром. Так вот,   нейрорадиолог и психиатр из Пенсильвансокого университета решили измерить и отразить эти трансперсональные переживания при помощи SPECT ( позитронно-эмисионной томографии) и  изучения уровня регионального кровотока мозга. То есть показать, что происходит в мозгу в момент божественного откровения. Взяли они францисканских монашек и тибетских буддийских монахов во время их медитации и молитвы, провели исследования и определили следующие  закономерности:

- усиление активности префронтальной коры (ответственна за внимание)

- снижение активности верхне-теменной коры ( зоны ориентации: левая ответственна за определение границ тела от окружающего мира, правая отвечает за ощущение места в котором тело существует - видимо поэтому возникает ощущение растворения Я в мире)

 - интенсивная сенсорная стимуляция в виде ритмических песнопений и звуков барабана вызывает торможение работы гипокамппа и амигдалы , что приводит к снижению притока информации ко всем участкам коры, что приводит к тому, что кора начинает сама себя стимулировать ( производить собственные импульсы), как при галлюцинозе Шарля Боннэ.

- во время религиозных видений активируется затылочная кора, зрительный анализатор.

- при слышании голоса Бога, активируются центры Брока (внутренняя речь), что в условиях сниженного потока через угнетенный гипокампп, приводит к усилению интенсивности работы этих зон и восприятия мыслей, как голоса.

- Усиленная информация из самостимулирующейся коры видимо устремляется в лимбическую зону вызывая эмоциональный взрыв- радость, экстаз, эйфория или напротив ужас, чувство вины, раскаяния.

   На основе этого, М. Персингер из университета Онтарио решил произвести следующий опыт. При помощи специального шлема он воздействовал слабым магнитным полем с определенными характеристиками на области  височных долей. У 4-х из 5 испытуемых появилось ощущение присутствия кого-то в комнате, что этот кто-то оказывался рядом с ними был больше чем просто человек, обладал запредельной добротой и мудростью. Кого именно они чувствовали, зависело от их собственных религиозных воззрений и опыта. Это мог быть кто-то кого человек просто любит, или самого Бога, если человек был религиозен.  

  Кроме всего известно, что височная эпилепсия часто производит в качестве припадков религиозные переживания, достаточно высокой интенсивности. Приступы могут возникать спонтанно или провоцироваться ритмической звуковой или световой стимуляцией ( как при религиозных обрядах) Во время приступа большая часть работы мозга подавляется патологическим очагом.  Многие религиозные деятели описываются как лица страдающие эпилепсией.

  http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2003/godonbrain.shtml  рассуждают является ли религиозность и вера в Бога свободным выбором или же патологической работой мозга. Возможно те, кто не имеет  патологического очага в височной области, не способны чувствовать присутствие Бога в своей жизни. Хотя очевидно, что религия  явление гораздо более обширное, чем височная эпилепсия.


  • 1
Мне вот интересно - а совесть в каком участке мозга располагается?)

Хороший вопрос. Я где-то про это читала. Надо повспоминать.

Мозг - вещь очень интересная. Но большинство, не приемлет такую трактовку, ведь это - богохульство со стороны науки.

Но я лично, согласен.

Хотя вопрос религии - довольно сложный. Но книга Фрейда "Человек по имени Моисей, или монотеистическая религия", проливает свет на происхождение и развитие этой догмы.

В этом отношении в одном из исследований было очень дипломатично написано, что мы мол не отрицаем наличие Господа, а показываем как человек его чувствует. (ссылку к сожалению не найду уже):(

Хоррроший пост. Это многое может объяснить. Мда. У меня явно нет патологического очага в височной области :)

А вот интересно: детское стремление к вере в Бога можно как-то разумно объяснить? Я сама - атеист, кондовый такой атеист, что сил нет, верю исключительно в науку и собственным глазам. При этом по отношению к любой религии придерживаюсь нейтралитета: пока они меня не касаются, я против и слова не скажу. Среди моих друзей достаточно людей верующих - это их личное дело, я этот вопрос предпочитаю с ними просто не обсуждать или, как минимум, не спорить на подобные темы. Я никогда не говорила дочери (9 лет) ни "да", ни "нет" в отношении религии. Свою позицию объясняла, но всегда уточняла, что есть и другие точки зрения - такие и эдакие. Ни отрицательных, ни положительных характеристик ни своим взглядам, ни чужим не давала. Детскую Библию все же ей дала почитать, дабы дите хоть представляла, о чем идет речь. И вот она сейчас утверждает, что верит в Бога. Я не спорю. Вырастет - сама для себя уточнит, верит или нет. Но интересно, что среди ее подружек и друзей практически все типа верят. Т.е. несколько человек из религиозных семей - там это понятно, но большинство-то нет. Для них это своего рода сопричастность к чему-то большему.
Я до Вашего поста полагала, что и взрослые идут в религию исключительно из-за невозможности самостоятельно уверенно противостоять обстоятельствам (внешним или внутренним). Теперь выясняется, что это может быть далеко не единственной причиной - возможна и физиологическая подоплека. А что таки насчет детей? У них тяга к чему-то большему распространена намного выше, чем у взрослых... Это может быть связано с особенностями развития детского мозга?

дети более впечатлительны, верят в чудеса, хэппи-энд и тому подобные вещи... у меня сестра такого же возраста. в школе им периодически какпают на мозг верой в бога, но от неё я пока не слышала ничего о вере. и славненько, я считаю.

(Deleted comment)
в буддизме есть много других категорий, обозначающих высшую по отношению к человеку и миру реальность :))

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Вот тоже исследования на эту тему в популярном виде.
http://www.scepsis.ru/library/id_2076.html
Скорее всего всякие религиозные проявления - продукты
нашего мозга.

Интересно, сколько по времени проводилось это исследование, чтобы "поймать" НАСТОЛЬКО РЕДКОЕ, по крайней мере, у католических монахинь, состояние "экстаза, эйфории, ужаса, чувства вины, раскаяния, слышание голоса Божия или видений"? :))) Такие состояния переживают далеко не все верующие христиане, и смысл молитвы вообще-то не в этой аттракции. Правда, про тибетских монахов ничего сказать не могу: не знаю. :)

Прекрасный пост! с большим удовольствием чита ваш жж:)
А данных ЭЭГ во время молитвы/медитации нет?
Моя бабушка имела очаг в височной доле и действителььно была очень религиозна...

Нет, к сожалению. Прочитала только 2-страничное сообщение об этом. Тоже показалось маловато.

я - агностик. и для меня, в принципе особой разницы нет, есть бог или нет. хотя я склоняюсь к тому, что бог и вера в него - это плод человеческой культуры. и не более.
то, что люди что-то там как будто слышали или чувствовали я бы объяснила тем, что человеку почему-то хочется чтобы было в мире что-то умнее, мудрее его самого. хочется чтобы это "что-то" или "кто-то" управлял нашими жизнями. типа не быть же нам одним. людям хочется к кому-то обращаться за советами, с просьбами и т.п. на само деле они сами к себе обращаются, только почему-то придумывают невидимых духов.

Можно предположить, что это инстинктивная необходимость найти лидера/защитника и делать, как он скажет.

Мне кажется, все-таки можно просто верить, не имея никаких патологий в работе мозга. При этом врядли будут слышен "глас Господен" и являться образы. Вес будет на уровне веры, и все.

Ну собственно это ничем не опровергает довольно известной точки зрения, что мозг в первую очередь не генератор, а приемник и передатчик.

Да, как телевизор сам не генерирует картинку, так и мозг не генерирует сознание.

Значит, и правда есть люди, у которых "орган веры" отсутствует ;)

Видел по Дискавери

передачу про это - там Докинзу шлем одели - а он и не чуствует ничего.
Отсюда вопрос - нет ли связи религиозного чувства с "нормальной" родовой травмой головы. То есть статистически достверная связь кесаоревого сечения и отсутствия реакции височной доли на раздражение под шлемом?

(Deleted comment)
Вы как раз изложили основы критики, которая была выдвинута против результатов эксперимента ( вернее их интерпретации). Да, действительно магнитное поле изменяет ощущуения. Но. Опять что первично(яйцо или курица) наша общность с божественным или наша отделенность от него. когда мозг ошибается? Может ученые нашли возможность не вызвать иллюзию растворения, а наоборот устранить иллюзию что мы отдельные существа. И само "чувство растворения" далеко не общность с Богом и религия.
В общем, к этому эксперименту нужно относится просто как к феномену, ИМХО, который интерпретировать в настоящее время однозначно невозможно.

Очень интересно - только сейчас обнаружил! Разделяю такой подход к данной проблеме.

мне понравилось резюме: "Хотя очевидно, что религия явление гораздо более обширное, чем височная эпилепсия" :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account