ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Диcлексия
gutta_honey

Вообще у нас со школой сейчас творится какое-то сумасшествие. Особенно это сумасшествие заметно в школе начальной. Требования к детям такие, Что страшно даже взрослым. Не знаю как в других городах, а у нас чуть ли не каждая школа претендует на роль эксклюзива. Поэтому требования таковы, как будто все дети к 7 годам обладают навыками гениев. Кто же до гениальных способностей не дотягивает, имеет большие проблемы. Все это ничего, если бы еще и не родители, которые видят в своем чаде, если оно не справляется с программой, ленивое существо, из которого нужно эту лень искоренить.

    Вместе с тем не секрет, что в настоящее время множество детей имеют те или иные отклонения в здоровье и просто не в состоянии осилить такую нагрузку. Да и есть детки, у которых наблюдаются разные патологические состояния,   препятствующие нормальной успеваемости.

   Одно из таких состояний – диcлексия- проблемы с формированием навыка чтения, которые могут существовать сами по себе или сочетаться с нарушением формирования других навыков при нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Впервые такое расстройство было описано Освальдом Берком в 1881 году, а термин введен Рудольфом Берлином, немецким офтальмологом, описавшим мальчика, не способного к чтению при общем удовлетворительном развитии. Позднее диcлексию описывали многие, и называли ее так же «слепотой на слова» - дети видели буквы из которых слово состоит, но не могли его прочесть ( синтезировать из них слово)

Такие дети:

- плохо читают

-читают медленно

-плохо понимают прочитанное

- быстро забывают, что только что прочитали

- допускают много ошибок в письме

- при чтении и письме переставляют буквы, могут писать их наоборот, в верх ногами

Таких деток , увы не мало. Составляют они около 30% всех младших школьников, а это значит практически каждый 3-ий школьник испытывает те или иные проблемы с чтением. В настоящее время найдено 4 гена, которые передают признак диcлексии и среди родственников ребенка можно легко найти диcлектиков. Причиной этого нарушения являются некоторые структурные нарушения в мозге ( теменной, затылочной доле, таламусе и мозжечке). Тяжелые случаи, когда чтение совершенно не доступно ребенку встречаются достаточно редко, обычно это некоторое отставание, которое можно скорригировать, потому, что мозг образование очень динамичное и если его напрягать в каком—то направлении, нужные связи образуются. Так как сейчас перинатальное повреждение мозга ( ПЭП) стоит практически у каждого ребенка, то диcлексия может появиться не только по генетическим причинам, но и в результате повреждения центров речи и чтения в мозге.

 Бывает, что проблемы с чтением не единственное, с чем ребенок встречается. Диcлексия может сосуществовать с другими проблемами

- расстройством слуховой обработкой информации- ребенку трудно понять, что говорит учитель, трудно писать диктанты и изложения, потому, что слуховая информация у него не усваивается

- клаттеринг ( расстройство беглости речи)- дети с трудом могут изложить информацию, не могут организовать правильный рассказ, то говорят слишком быстро, то наоборот медленно, беспорядочно.

- диспраксия - невозможность выполнять точные движения и невозможность выполнить инструкции ( с инструкцией учителя « откройте тетрадь, возьмите ручки и напишите первую строчку» ребенок не справляется, терятеся, что нужно делать, делает это не ловко, рвет нечаянно тетрадь, роняет ручку, царапает стержнем страницы)

- дисграфия ( нарушения письма- кривые буквы, несоблюдение строчки, перевернутые и переставленные буквы,  ошибки в словах)

-дискалькулия ( нарушение счета).

 Не стоит удивляться, что при нормальном интеллекте ребенок будет двоечником в начальной школе, особенно в школе «эксклюзивной». Мало того, что ребенок не справляется с программой, его еще начинают третировать учителя и родители. Учителя, открыто говорят, что ребенок умственно отсталый и требует школы коррекции, а родители, понимая, что ребенок в принципе не дурак, но вероятно лентяй и упрямец, начинают прессовать его дома с уроками, приправляя занятия подзатыльниками. На основе такой «дружественной окружающей обстановки» дети к проблемам формирования шкоьных навыков приобретают еще и неврозы, депрессии и другие патологические состояния. Конечно, желательно, чтобы проблема была определена до школы и ребенок пошел туда более-менее скорригированым, потому, что проблему дизлексии  не решить за один день.

  Какие признаки должны насторожить родителей в отношении возможной диcлексии?

- Ребенок начал поздно говорить

- Путает право и лево, до и после

-  испытывают проблемы с изучением алфавита

- с трудом повторяют слова или называют предметы

- путают ударения в словах

- плохо определяют звуки в словах

- плохо соотносят слова и их значения

- неправильно располагают слова в предложении.

 Какие занятия с ребенком нудно проводить.

  1. Во первых, нужно много ребенку читать в слух. Это тренирует соответствующие связи в мозге. В 5-6 летнем возрасте процент просмотра мультиков и игр на компьютере должны быть сокращены, так как они не дают возможности развиваться фонематическому слуху.
  2. Во вторых, с ребенком  по возможности нужно разгадывать ребусы и детские кроссворды, чтобы ребенок запоминал расположение букв, их положение в словах, возможность писать их в разных направлениях, представлять их в символах и картинках.
  3. В-третьих, когда ребенок научится читать тренироваться с ним в выразительном чтении.
  4. В-четвертых, желательно, чтобы ребенок с такими проблемами ходил на актерское мастерство. Это тренирует память, убирает комплексы, связанные с неправильной речью, формирует правильные связи с движениями и словесными их обозначениями.

 И последнее – ложка меда. Диcлектики вовсе не «дефектный материал», как об этом многие думают. У таких детей очень развиты креативные способности. Они имеют склонности к музыке, танцам, рисованию и часто добиваются в этом неплохих результатов. Эти способности нужно стимулировать, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и востребованным членом общества.

 

http://www.scribd.com/doc/2233330/Dyslexia-What-You-Should-Know


Скажите, а дислексия может проявляться с годами? Поймала себя на том, что стала делать ошибки в элементарных словах, когда пишу от руки. Или это последствия многолетней печати на компе с автоспеллером, подкорка ослабила контроль?

Да, конечно. Это может быть определенные патологические процессы в мозге. Или усиление существующей проблемы, но скомпенсированной на фоен, например, утомления.

Доброго времени суток!

Актуально, в самом деле - спасибо за тему...

У Тому Круза дислексия.И ничего-звездой стал)

а с чем может быть связана и как компенсировать детскую медлительность? Медлительность идет с садика, с сентября сыну в школу. На подготовительных курсах делает все, очень старается, выполняет все правильно. но очень медленно. Учителей это напрягает, а меня напрягает, то он куда больше времени, чем другие дети, тратит на домашние задания, больше устает.
Что посоветуете?

Может быть, ключ в "очень старается"? Перфекционизм - это плохо, может пора попытаться объяснить дитенку границы необходимого и достаточного при выполнении работы? :)

Спасибо. Это действительно нужно знать.

подавляющее большинство взрослых (выпускников школ и даже ВУзов) делают ошибки при письме, с трудом считают в пределах сотни и не умеют выражать свои мысли, как устно так и письменно

Занимательно, но все перечисленные "настораживающие" признаки у меня в детстве были (частично - по словам родителей, частично - сам помню), но дизлексии у меня не было.
А в ударениях и по сей день путаюсь :) причем только на родном русском, с английским таких проблем нет

Кстати. Насчет младшешкольной программы. Неужто и правда так всё плохо?
Вообще, увеличение требований относительно советского периода я понимаю хорошо. Помнится, когда я учился (начало 90х), программа была рассчитана на не умеющих ещё читать, и больше чем половине класса было откровенно нечего делать на уроках.

(Deleted comment)
а учителя в автошколах уверены что такое знание у девочек отсутствует с рождения, у мальчиков тоже, но только у некоторых

Сталкивалась с дислексией еще лет тринадцать назад, когда работала школьным психологом. Девочка с дисграфией, которая буквы перевернутыми писала, а родители думали, что она нарочно.

Чехов страдал дисграфией. Т.е писал с вопиющими ошибками. И ничего.

Я страдаю дисграфией с детства, мне повезло у меня оказались нормальные учителя и отправили к логопеду, после занятий колличество ошибок уменьшилось, но до сих пор пишу с ошибками, путаю буквы и т.д. Но читаю и воспринимаю речь нормально, выражаю мысли тоже...
В принципе жить это не мешает, все работы печатаю на компьютере и нормально...

Да, лево и право тоже путаю...

gutta_honey, а почему у Вас диЗлексия, когда в том же тексте диСграфия, в литературе, по-моему, чаще написание через С, или нет?

Да можно и так и эдак. И диЗграфия и диСграфия. И с
ДиЗ(с)лексией. Специально интересовалась у знакомого филолога.

У нас в школе были такие товарищи. Поскольку школа была художественная, русский язык и прочие общеобразовательные предметы стояли на втором месте, а дети весьма талантливы, то ругались, конечно, но конца света из этого нкто не делал. А вот одной знакомой девочке, из-за того что она говорит мало и часто неправильно, все кому не лень, ставят диагнозы - то аутизм, то шизофрения. Все, кроме психиатра, как обычно.

голосую двумя руками за то, что в "тёплой дружественной обстановке" в виде прессования со стороны родителей и учителей такие дети быстро приобретают характерные для невротиков черты, а то и полную клиническую картину невроза.

Самое главное и первое, что ребёнок должен выучить назубок в классе - это "ты пришёл учиться, и если что-то не получается, мы будем вместе стараться справиться".

Путь решения проблем дислексика строго индивидуальный. Далеко не всем социотерапия (театральная студия, включение в широкий круг общения и т.п.) подойдут. Многим детям нужно сначала быть уверенными в том, что они смогут справиться с заданием, чтобы выступить публично.

Главный принцип - это комфортная и своевременная помощь, а не дрессировка.

А непонимание смысла слов и словосочетаний, соответственно домысливание их написания - это как называется?
Классический пример, гуляющий по рунету, - скриншот тетради девочки, где она каллиграфическим почерком пишет о "прямоугольнике катетов" и "капитенузе".

И ещё - написание слова через раз, то правильно, то с ошибкой, на протяжении одного текста, скажем, размером с Ваш пост - тоже дисграфия?

Случаи вырванные из контекста не могут рассматриваться как диагностические критерии. Существуют еще ошибки, описки, неправильное употребление правил или их незнание.

можно перепост?

не соглашусь относительно ПЭП. то есть да, ПЭП как одна из причин - это правда. а вот как сегодня ставят диагноз ПЭП - это просто какой-то кошмар. у моих прямых коллег - то есть у детских неврологов, - лидируют два диагноза повышение ВЧД и ПЭП. и тот, и другой ставятся в прямом смысле слова от балды. с тем, что написано и переписано двести раз в учебниках и справочниках о критериях этого диагноза, это никак не соотносится.
например моя "соседка по кабинету", к которой я принесла в месяц ребенка на плановый осмотр (ну к своим же), замечательно смотрит малявок. только стой рядом и учись. но вот интерпретация данных - что-то из области фантастики. рефлексы, которые исчезают к 3-4 месяцам в норме, она сочла у месячного ребенка патологией. даже Бабинский, который имеет право быть до двух лет, ее насторожил. Вердиктом было: "мы всем детям с КС ставим ПЭП". подробности КС не важны:)
так что понимаете, сколько у нас таких "ПЭП" и "повышения ВЧД"? и главное всех их активно лечат.
так что процент истинного ПЭП на самом деле гораздо меньше, чем в больничных бумажках.

В этом я с ваи согласна на счет гипердиагностики. Но тут важен не сами 3 эти буквы в карточке, а действительное положение вещей. Патология родов и беременности практически у каждой второй если не больше и беременность сохраняют любую, травматизм в родах высокий. Так что детей много больных объективно. Старые наши неврологи говорят, что раньше больных детей ДЦП знал весь город, потому, что их были единицы, а теперь такие детки стоят в очереди на плановое лечение в стационар.

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

интересно было почитать про пользу чтения вслух. Для меня это важно -- знать, что можно сделать в каких-то определенных случаях.
Жаль, не спросила у вас про алекситимию -- есть ли какие-то способы улучшения ситуации самостоятельно?

Как раз сегодня рассказывала студентам-психологам о нейропсихологических предпосылках трудностей в обучении и как их преодолевать. Без нейропсихологии сейчас работать невозможно. Изменение среды тоже сказывается: дети стали меньше играть, как в сюжетно-ролевые, так и в подвижные игры - хуже развивается произвольность поведения, пространственная ориентация, меньше востребована в быту мелкая моторика (вместо пуговичек замочки, вместо шнурков липучки и т.п.) - труднее осваивать письмо. Для нормального развития мозга нужен запрос из среды.
А еще методики обучения в первом классе не учитывают психофизиологические особенности детей, особенно шестилеток, которых теперь учат вместе с 7-летками (а раньше выделяли в классы с особыми условиями). Стараются очень быстро требовать быстрого чтения-письма, а на начальных этапах этого делать нельзя. Об этом много пишет М.М.Безруких.
В работе использую книги Цветковой, Семенович, там много практических вещей

***Так как сейчас перинатальное повреждение мозга ( ПЭП) стоит практически у каждого ребенка...***
Сейчас - в смысле это недавнее явление, раньше "практически у каждого" этого не было?

К счастью, сейчас много спецов, могущих помочь. У моей младшей барышни - дисартрия-дислексия и дисгафия в одном флаконе - к окончанию начальной школы остались только следы. К 10-му классу - нормальная четверка по русскому-литературе.

Извините, очень плохой почерк относится к дисграфии, или это что-то другое?

Своевременно...
Моя красавица на следующий год пойдет в школу.
И уже сейчас она отдыхает от всякого рода подготовок только два дня в неделю-четверг и воскресенье.
Мне ее ужасно жалко - однако куда деваться ...

?

Log in