ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Школьные проблемы у детей с эпилепсией.
gutta_honey

Эх….У кого «пятничные жабы» и «субботние сиськи», а у меня детская психиатрия по средам. Все-таки «детский день» является неисчерпаемым источником вдохновения для меня. Может по неопытности это. Все-таки я во взрослой психиатрии 11-ый год работаю и уж пригляделась к разным проблемам, а вот второй год в детской психиатрии нет-нет, да застает меня врасплох.

  Так вот о чем сегодня сказать хочу. Привела мама сегодня мальчика 12 лет, который 7 из них страдает эпилепсией. В принципе достаточно хорошая динамика. Ребенок имеет маленькие фокальные припадки ( подергивание руки) пару раз в неделю, что по сравнению с 3 развернутыми припадками в 5 дней просто манна небесная. Учится мальчик в 6 классе, на индивидуальном обучении ( по настоянию администрации школы), но во дворе общителен, имеет массу друзей, с которыми вполне адекватно общается. Но вот проблема… никак он не осилит химию. Ну, никак у него не идут химические уравнения. То, что касается всякого там горения и кипения, как абстрактного понятия, тут пожалуйста, может рассказать все нормально. Но вот ионы, будь они неладны, никак в его мозгу не могут встретиться друг с другом. И вообще, все, что касается пространственного мышления ну, никак у него не идет.  Родители относятся к этому вполне адекватно. Есть ведь люди и без эпилепсии, которые ни черта в этом не понимают, и слава богу, живут с этим. Но вот учительница химии встала в позу. Не может понять уравнения – 2 за четверть и за полугодие. И еще ставит вопрос, чтобы его не допускать до 3-ей четверти и сразу на 2-ой год оставить. Родители и так с ней разговаривали, и даже денег ей предлагали, но та не в какую. У нее ученики места на химических олимпиадах занимали, и для нее видимо личный вызов, что ребенок никак не всосет про ионы. 2-ой год и точка.  На фоне этого конфликта ребенок стал тревожным, плаксивым, раздражительным. И даже, в ожидании урока химии с ним случился вновь развернутый судорожный припадок, первый за 3 года.

   Это отнюдь не единичный случай. Странный или больной ребенок не редко подвергается гонениям не только со стороны сверстников, но и со стороны преподавателей и администрации школы.  Учителю бывает нет ничего сказать, чтобы ребенок больше в школу не приходил, потому, что у него может случиться припадок и он всех напугает, или что ребенок во время припадка упадет с лестницы и разобьется насмерть. Иногда это говорится в присутствии других детей, что травмирует не только самого больного ребенка, но и формирует у всего класса негативное отношение к страданию их товарища, как к чему-то постыдному и позорному. Я уже не говорю о том, что многие дети в силу заболевания имеют те или иные проблемы с учебой или с поведением.

   Даже если у ребенка нет припадков, то его мозг все равно не всегда правильно функционирует из-за сохраняющихся эпилептических разрядов. Это называется эпилептической энцефалопатией. Эти разряды могут привести к различным безсудорожным нарушениям:

- психическим

- поведенческим

- нейропсихологическим.

 Если, например эпилептическая активность сохраняется в левом полушарии, то у ребенка могут отмечаться нарушения речи, аграфия ( невозможность письма) , акалькулия (невозможность счета), алексия (невозможность чтения) , афазия ( расстройства речи) , речевой диспраксия ( нарушение произношения звуков). Если в правом – агнозией ( затруднение узнавания) и дезартикуляцией (расстройства произношения звуков из-за неправильной работы ротового аппарата) . Орбитофрональные (передняя часть лобной доли), и очаги эпилептической активности в цингулярной извилине, а так же вовлечение неспецифических срединных структур сопровождаются выраженными поведенческими нарушениями, аутизмом, мутизмом ( отсутствием речи), аспонтанностью ( нарушение произвольных движений), асоциальностью ( расстройство социальных навыков), агрессией, эксцентричностью.  Кроме того,  наиболее частыми формами расстройств, которые могут сопровождать эпилепсию, оказываются социализированные и несоциализированные расстройства поведения и расстройства школьных навыков, вызывающие оппозиционное расстройство (около 30%), гиперкинетические расстройства (около 30%), дефицит внимания, общую задержка развития (около 20%); менее часто (около 3–5%) встречаются диагнозы "аутизм", "синдром Аспергера", "элективный мутизм". Так что можно увидеть, что и ребенок и его родители встречаются с громадным количеством разных проблем, кроме собственно припадков.

 Конечно, есть дети, которые имеют целый спектр разных нарушений и по этой причине они обучаются либо в специальных школах, либо находятся на домашнем обучении. При этом подразумевается, что ребенок может не справляться с какими-то задачами, которые ставит перед ним общеобразовательная школа. Какие-то проблемы исправимы в результате педагогических мер и  приема медикаментов, а какие-то нет. Например, причиной эпилепсии и нарушения формирования школьных навыков может быть киста головного мозга, т.е. функция мозга может быть полностью утрачена за счет того, что в этом месте мозга дырка, грубо говоря. Но ребенок может быть вполне адаптирован в жизни, за счет того, что развиваются соседние участки мозга и берут потерянную способность на себя. Но эта функция восстанавливается не вдруг, не путем нажима или наказания ребенка, а за счет специальных педагогических мер, развивающих смежные участки мозга. Но вот процесс, когда ребенок чувствует себя некомфортно, депрессивен, запуган, совсем не способствуют процессу обучению таких детей. Такие маленькие пациенты чаще других «цепляют» различные неврозы из-за несовершенства своей нервной системы, что значительно затрудняет их жизнь.

 Нажимая на ребенка со своим предметом нужно, наверное, задавать вопрос, насколько это жизненно важно знать для него и насколько будет полезно для него наказание за невозможность выполнить задание. Не может ли вред от психотравмы перевесить пользу от возможности  пользоваться ионными уравнениями. Смысл обучения больных детей – адаптировать их в обществе максимально, а не заставить их чувствовать себя неполноценными, стигматизировать. Ужасно, когда стигматизация пациента начинается в школе, руками тех, кто должен использовать эти руки для помощи.

 ЗЫ. Я естественно имею в виду не всех учителей и не все школы. Существует множество педагогов, и слава Богу таких большинство, благодаря которым даже крайне сложные дети находят свое место в нашей тяжелой жизни.


  • 1
О ужас... есть же такие учителя... Переводить ребенка надо в другой класс, подальше от таких педагогов.

Т.е. вы предлагаете ставить оценки "сдано", хотя имярек в принципе не понимает предмет?

Это не институт, а общеобразовательная школа и обучение иде еще и по облегченной программе, и там даже предусмотрен вариант, что ребенок "прослушал курс".

(Deleted comment)
А в твое время не было ЕГЭ! Учитель хотя бы в теории мог прикрыть глаза и сделать вид, что ты "сдала". А сейчас фиг. Не прошел ЕГЭ - учитель предметник лишается премий (реально). Поэтому он будет ребенка по нескольку лет мурыжить в одном классе и (или) добиваться перевода его в коррекционную школу.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Да, на самом деле это проблема. Система образования построена исходя из идеологии, что главное - результат. То есть, ребенок должен "взять" объем. Объем массовой школы не берет - объем коррекционной школы. Объем коррекционной школы не берет - в ПНИ, с глаз долой из сердца вон.
Между тем для наших, "особых" деток образование должно состоять в процессе, а не результате. Да, он не взял объем - но зато он развивается и социализируется. А тот же герой Вашего поста, если его засунуть в школу 8-го вида (да еще и на надомное) - перестанет развиваться и социализироваться.
Много об этой проблеме говорим и кое-что делаем - но Минобраз непропиваем: "Умри, но выведи ребенка на ЕГЭ. Точка".

В продолжение

Ведь фактически Вы подразумеваете, что учитель должен нарушить закон. То есть, поставить проходной балл ребенку, который не взял программу. Если ради блага ребенка надо нарушать закон - значит проблема в законе.

Re: В продолжение

Так про отценку никто не говорит. Есть варианты, что ребенок курс прослушал. Потом он удовлетворительно успевает по другим предметам. Кроме того, что за вопрос о 2-ом годе если ребенок еще и вторую четверть даже не закончил.

Хорошо написано. Вообще эпилепсия болезнь интересная с точки зрения врача. Но жестокая в своем проявлении по отношению к больному. Если продолжение с адаптацией данного пациента будет, хотелось бы почитать.

Я преподавала химию когда-то. И было у меня два ученика, упорно не впускающие ее в себя. Проблема для меня заключалась в том, чтобы признать для себя их право "не вмещать".Признав, я их обоих полюбила и не мучала,глядя сквозь пальцы на списывание. Один стал великолепным стилистом,другой музыкантом.
А описанная учительница кажется мне черезчур амбициозной.Все-таки,прежде всего учитель - человек, имеющий дело с детьми. С людьми.И только во вторую очередь это специалист, обучающий кого-то.
Вы замечательно пишете. Мне кажется,это очень полезно.

Нне очень понятно, что делать преподавателю - он то должен научить ребенка своему предмету и оценить его знания. Я честно говоря не вижу выхода, кроме покупки индивидуального подхода в виде репетиторов etc.

Вообще-то проблема в том, что часть детей стабильно не справляется с программой, и учителю приходится закрывать на это глаза и завышать отметки. ЕГЭ эту часть выявил. В математике, например, 30%.

А почему в этой "обычной" школе химия с 6 класса? В нормальных школах ее начинают изучать в 8. Есть пропедевтические курсы, но они никакого отношения к регулярному курсу не имеют. Что-то там не так. Надо все-таки выяснять вопросы с завучем или директором, и именно вопрос учебного плана.

Не могу сказать. Мне что-то тоже показалось, что мы ионные уравнения как то попозжее решали даже в наши времена. Но я уже давно в стороне от школьных нововведений. Мы ведь и английский с 4 класса учили, а сейчас все со 2-ого его учат.

У меня в классе парень учился... В математике - талантище. Реальный талантище, серебро межнара в 11м классе(мог бы и золото, на самом деле, мог бы и в 10м классе - но тогда квоту ему не дали).
Физику знал на ура. Остальные предметы на очень неплохо, то есть пять баллов в итоге поставить можно без особых колебаний.
И всё бы хорошо, если бы не государственный(украинский) язык. Он ему не давался упорно. Ну и литература, понятно. Он говорил и писал ТАК, что украинка наша хваталась то за голову, то за сердце.
Но при всём том, если она говорила: выучи параграфы 23-27 и приходи сдавать в среду после шестого урока, то в среду после шестого урока он приходил и сдавал. Выученный назубок материал. Даже плюс-минус понятый им материал. Но - всё равно на дикой смеси русско-украинско-беларусского.
Пять ему поставили за это нечеловеческое усердие и ответственность. Он учил и сдавал.
И потом, он в МГУ учится, украинский ему сейчас сто лет как не критичен.

Ну так не надо путать естественные науки и насильное изучение сучукрмовы. С русским у него были такие проблемы?

у меня ребенок из "проблемных"... с дислексией, дисграфией, математику понимает с большим скрипом (большие участки органического поражения мозга в анамнезе, компенсируется это все, но не быстро и не полностью...).. не устаю говорить спасибо нашему педагогу, которая ее тянет-тянет-тянет... оценивает отдельно, по способностям ребенка, а не по нормам.. и учимся в итоге со всем классом, в обычной школе... и даже умудряемся контрольные городские на 5 писать...
а вообще, оценивание таких детей - сложный вопрос... нельзя, например, снижать оценку дисграфику за типичные ошибки, но редкий педагог об этом помнит, про оценивание ЕГЭ по русскому просто молчу..

Нам, к сожалению, на таких не повезло. Более того, всю школу мы рисовали за сына контурные карты и картинки (по рисованию). Объяснения, что сын дальтоник и не может этого сделать, не принимались.

может мой коммент не совсем в тему, но зачастую наша школа и из здорового ребенка сделает "психического":( Начиная от прямых издевательств - до сих пор помню, как в начальной школе нас выстраивали в ряд около доски и проверяли, у всех ли колготки подтянуты (а как же, к аккуратности надо с малолетства приучать) и заканчивая вот этим пресловутым "взять программу" - когда бездумно решаешь 1000 одинаковых примеров, вызубриваешь весь учебник по истории, все это сдаешь и благополучно забываешь навсегда на следующий же день... Грустно все это. А уж про особых детей я и не говорю, это совсем грустная история.

очень непростая ситуация...

недавно показывали школу в Москве где в обычные классы "добавляют" необычных учеников, на колясках, с ДЦП и т.д.

реакция ужасная, из школы уволилось несколько учителей, а родители пишут заявления, что заберут своих детей.

так мне жалко этих больных детишек! общество вырабатывает к ним заведомо негативное отношение.

Ну а с другой стороныы: почему должны страдать обычные дети/учителя?
Вы считаете, что должно быть заведомо положительное отношение?

Ну и тварь же эта химичка...

Поддерживаю, +1.
Принципиальность, блин. Видимо просто что-то личное - бывает такое.

В школе только один учитель химии для этого возраста? Может быть, родители смогут договориться с другим учителем из школы?

я бы в суд на такую учительницу подала...
кошмар. впрочем, моя учительница начальных классов меня по голове как-то стукнула хорошенько. так что, чего уж там...

Имея сына больного эпилепсией, понимаю состояние этих родителей. Но не понимаю почему они продолжают обучение у данного педагога. Возможно именно ей методика не даёт парню элементарно усвоить первичные знания. И потом запись "прослушал курс" ни кто не отменял. Значит, там вся дирекция школы настроена против парня. Мой мальчик не говорит, и мы занимаемся в центре реабилитации детей инвалидов. И то мне пришлось доказывать, что даже сдесь мой мальчик имеет право на посещение. Слишком он подвижен и не удерживает внимание. Он требует большего времени для занятий. И год назад мне начали доказывать что дети с эпилепсией вообще не должны находится в детских коллективах. от такие это неудобные дети. Вдруг приступ, вдруг травмируется, а нам отвечай. И всё изгой общества на лицо

И год назад мне начали доказывать что дети с эпилепсией вообще не должны находится в детских коллективах. от такие это неудобные дети.

Меня это дико умиляет. Педагоги свою неудачу (не смогли в контакт войти с ребенком, наладить процесс) - переносят на родителя. Ну хорошо, не должны (предположим) в коллективах. А как тогда образование получать?

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

Hi; Млин, спамеры просто достали уже этим своим примитивом!

  • 1
?

Log in