gutta_honey (gutta_honey) wrote,
gutta_honey
gutta_honey

Categories:

Эпилепсия и религиозность.


Тут прочитала у дьякона Кураева такой пост http://diak-kuraev.livejournal.com/37921.html . Прошу к ниже изложенному отнестись с пониманием. Во-первых, я хочу сказать о феномене, а не о диагнозе героя поста.Во-вторых (для тех кто в танке ) повторю в стотысячный раз, что религиозность и психические заболевания не являются синонимами.Религия и религиозность сложные явления в рамках которых встречаются болезненные проявления, с такой же частотой, как и при атеизме. Вообще, человеку свойственно верить в какие-то высшие силы и это часть реакции на окружающий мир. Если кто-то считает, что это не рационально... в нашей психике полно нерационального.
Достаточно интересный аспект психических расстройств - различные религиозные видения. Самый продуктивная болезнь на предмет религиозных переживаний,это эпилепсия. Точнее эпилепсия височная. Так как связь и частота различных религиозных феноменов с данным расстройствам весьма распространена, возникла даже наука, нейротеология. Ее задача... нет не доказать, что все верующие психбольные... а найти компромис между наукой и религией. Отделить болезненные явления от явлений духовных.
Конечно, эпилепсия существовала еще до появления цивилизации и первые описания божественных видений встречаются во всех древних культах. У них много общего, но существует поправка на кльтуру в которой существовал человек с данными расстройствами. Если в истории не сохранялись описания, что у человека случались развернутые судорожные припадки, то на основании описания его видений, естественно можно было только догадываться о их эпилептической природе. Среди христианских святых вероятный кандидат на эпилептические видения святой Павел, который по дороге в Дамаск был ослеплен светом и услышал голос Иисуса. После этого события он не мог некоторое время есть и говорить. Кроме Павла признаки эпилептической болезни можно было обнаружить и у многих других святых и основоположников мировых вероучени. Это означает лишь то, что данные расстройства имели громадное культуральное значение. И еще раз повторю, что об диагнозах святых мы можем судить лишь по описаниям третьих лиц, так что невозможно утверждать, что все было именно так.
Тем не менее религиозные переживания в рамках эпилепсии встречаются в 0,4-3,1% в виде приступов,3,9% больных имеют религиозную ауру и 2,2% испытывают подобные ощущения в постприступный период. Чаще всего описывается чувство "божественного присутствия", но это может быть и глас божий, и различного рода зрительные галлюцинации как достаточно простые в виде фигур, огня, звезд, так и достаточно сложные в виде сцен конца мира, фигур святых, апостолов, Иисуса и Девы Марии. Более того, когда галлюцинации носят именно религиозный характер, всегда есть повод зауматься о их эпилептической природе. В настоящее время это объясняется тем, что в височной доле есть область, при раздражении которой возникает ощущения чьего-то присутствия. Причем присутсвия могущественного. В интерпретации того, кто же этот присутсвующий, играет роль опыт и мировоззрение человека. Если человек "паранормально настроен", то это будут скорее инопланетяне, астральная сущность или еще что-то в этом роде, если же человек религиозен, то скорее всего он будет считать, что это Бог. в отношении этого интересным представляется такой эксперимент http://gutta-honey.livejournal.com/42342.html . Из него видно, что даже у лиц здоровых магнитное поле вызвало религиозные или схожиес ними чувства, так что возможно наш мозг эволюционно склонен к религиозным чувствам. Тем не менее существуют некотороые люди, которые не способны ощущать это, даже под воздействием магнитов. Вероятно им бесполезно объяснять, что такое божественная благодать.
Хорошо, в том, что наш мозг имеет определенное "устройство" для религиозных переживаний и этим устройством обладают порядка 80% людей, мы выяснили. Но вот все-таки, глубоко религиозных людей с божественными видениями не так уж и много. Точнее их, вообще, единицы. Оказывается, тут значительное влияние играет еще и вовлечение в эпилептический процесс лобной доли, которая формирует гиперрелигиозность, как черту характера. Ну, а чтобы человек еще и других людей мог за собой увлечь, то эпилептический процесс не должен быть слишком агрессивным и разрушать интеллект больного. Так что стечение таких обстоятельств действительно своего рода волшебно. Правда есть весьма существенное НО. Так как все-таки именно такая гиперрелигиозность с видениями продукт эпилептической болезни, то у больных могут выходить некоторые перекосы в миропонимании. В результате изменения личности по эпи-типу граждане такие могут быть весьма жестоки и агрессивны, а так же эгоцентричны, что не в полне вяжется с образом "доброго христианина" и уводит от основного смысла религии в сторону. По этой причине православная церковь весьма и весьма осторожно относится к таким неожиданно возникшим "святым".
У них, у вновь обретенных эпи-святых, часто после начала эпилептического процесса резко меняется жизнь. Видя непонятное, они интерпретируют это божественным образом, станвятся повышенно религиозными, бросают предыдущее занятие и профессию, т.к в следствии расстройства им становится все сложнее и сложнее переключиться на другую деятельность. Уход от мира, это собственно не сказать, что однозначный признак психического заболевания, однако на ряду с вновь обретенной верой граждане становятся конфликтны, нетерпимы к другим, навязчивы со своими взглядами, мстительны и жестоки к инакомыслящим или просто не согласными с их интерпретацией событий и "нетвердыми в вере", эгоцентричны. Это все, согласитесь, не совсем то, что мы понимаем под "божьим человеком, удалившимся от мирского".
В заключении хочу сказать, что если кто-то из ваших знакомых идет в церковь, вовсе не значит, что у него что-то случилось с головой.Существует множестов состяний психологических, когда человек нуждается в чувстве общности, в общении с божественным. Да и даже если случилось это не значит, что его надо пристегнуть дома к батарее. Даже явно больные люди находят в религии много полезного и успокаивающего. Другой вопрос, когда неофит резко начинает вмешиваться в жизнь окружающих без их желания и наносить вред их жизни и здоровью, а так же если такая религиозность начинает угрожать жизни и здоровью самого нового носителя религиозных идей.

Tags: психиатрическая быль
Subscribe

  • Про призвание

    Многие люди ищут свою страсть, свое самое настоящее дело, призвание. Нет у них чувства, что в их жизни происходит что-то важное и правильное, то, что…

  • Принятие

    Я часто с клиентами говорю про такую вещь, как принятие. Я об этом уже писала тут http://gutta-honey.livejournal.com/364419.html Это важно, потому…

  • "Откаты" ( не про политику)

    Нет, нет, не про политику. Про психологию. И, так скажем, что это не официальное, а жаргонное словечко. «Откат» означает ухудшение состояния по…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про призвание

    Многие люди ищут свою страсть, свое самое настоящее дело, призвание. Нет у них чувства, что в их жизни происходит что-то важное и правильное, то, что…

  • Принятие

    Я часто с клиентами говорю про такую вещь, как принятие. Я об этом уже писала тут http://gutta-honey.livejournal.com/364419.html Это важно, потому…

  • "Откаты" ( не про политику)

    Нет, нет, не про политику. Про психологию. И, так скажем, что это не официальное, а жаргонное словечко. «Откат» означает ухудшение состояния по…