gutta_honey (gutta_honey) wrote,
gutta_honey
gutta_honey

Categories:
Новая эпиццкая история в эфире – школьник с заклеенным скотчем ртом. Заклеили, чтобы с места не выкрикивал ответы, но чтобы было не так уныло на скотче нарисовали улыбку. Мама в шоке и спрашивает совета у разума ЖЖ, как училку порешить « оголушить канделябром иль подушкой задушить». Между тем, ребенок особенно никак не отреагировала на скотчевые меры воздействия, просто через несколько дней после произошедшего рассказал дома о том, как все было. Сказал, сначала было смешно так сидеть, потом он просто сидел.

Я вообще, не знаю как там было на самом деле, потому пересказ со слов кого-то часто искажается. Не к тому, что мальчик наврал, а к тому, что могло быть и лучше и хуже. Ребенок же смотрит со своей колокольни. Я так думаю, что это тем, кто сейчас рубится за правоту в вопросе, кого же в итоге надо отправлять в газенваген, таких родительниц или таких учительниц, нужно учитывать. Но тем не менее … из того, что стало известно со слов мамы.

Мама, конечно молодец, что практически сразу насторожилась по поводу того, что в школе происходит. Тут лучше перебдеть, чем недобдеть. Но она сама же говорит о том, что находится под впечатлением психотравмы нанесенной ей советской школой. Тут с этой психотравмой, такая фигня сейчас получается… что советская школа фактически демонизируется до невозможных размеров. Спорить сложно, у каждого был свой опыт, который бессмысленно отрицать. Но стоит заметить, что педагоги тоже были разные, как все люди в любой профессиональной группе. Разные люди, а не клоны-поедатели-младенцев. С советского периода прошло, уж почитай 20 лет, и души тех учителей вряд ли совершили переселение в учителей современных.

Это я к тому говорю, что надо свой прошлый негативный опыт как-то абстрагировать от текущей реальности. Да, психотравма влияет на жизнь, но не нужно, чтобы она правила жизнью.

Полезно так же вспоминать, что ребенок самостоятельная личность, которая может иметь совершенно другое восприятие происходящего. И если вы испытываете боль, страх, гнев и т.п. в сходной ситуации, ребенок может этого не испытывать даже близко. Т,е. если вы представляете себя на месте ребенка, и чувствуете чувства, то следующим шагом, представьте, что ребенок чувствовал свои чувства, о которых вам достоверно не известно. Просто не надо придумывать, что ребенок получил психологическую травму несовместимую с жизнью. Если это так и было, то вы это не пропустите. Дети очень показательны в этом плане. Меняется поведение, отношения с друзьями, нарушается сон, успеваемость, настроение и т.п. Так уж случилось, что мы, взрослые, гораздо более осведомлены о том, что плохо и что хорошо. потом мы читаем книжки о том, как вредны детские психотравмы, и знаем, что именно надо считать за психотравму. А для детей многие такие эпохальные события совершенно никак не окрашены. Вместе с тем, то, что кажется нам незначительным, может ранить довольно глубоко. Т.е. ребенок может просидеть на уроке с заклеенным ртом, и ничего, а потом рыдать весь вечер над раздавленной папой бумажной поделкой или потерянной игрушкой.

Стоит ли ребенку объяснять, что он получил психотравму. Дело, конечно хозяйское, но я не сторонник таких шагов. То, что прошло для ребенка безболезненно, не стоит возвращать и объяснять « вот тут сын, ты должен был глубоко страдать». Что чувствует ребенок? Растерянность, вину перед родителями ( дети полагают в таких ситуациях, что вели себя плохо или не правильно), стыд перед одноклассниками ( все смеялись, не потому, что им было весело, а потому что думали, что он слабак или дурачок). Как эта информация поможет ребенку? Вообще, не очень сильно. Если другой учитель или другая значимая фигура будет как-то воздействовать на него (даже в рамках разумного), то он, возможно, будет решать вопрос не о том, как себя вести, а о том, что он должен защищаться. Кстати, это очень распространенное явление среди россиян последнее время. После перестройки многие осознали, что были глубоко травмированы всем, что имели и теперь немедленно и везде должны себя защищать, и искать подвох. Многие такие защитные меры становятся просто выхлопом, потому, что это защита от того. кто тебя не собирается обижать. Вспомните бесконечные скандалы наших туристов в Турции. Есть категория людей, которые заранее хотят показать, кто тут белый господин, и есличе… пожалеете! Ну а вдруг захочет кто … а мы уже защитились

Совсем другой вопрос, который нужно задать себе, на сколько, ценный и правильный опыт получил ребенок. И этот вопрос не дурно задать ребенку, что он понял, и как это осознал. Иногда даже из самых ужасных вещей и событий дети делают удивительно правильные выводы и приобретают ценный и стойкий опыт. Тут даже вмешиваться не надо. Если же вышло что-то дисфункциональное, то с ребенком лучше обсудить ситуацию, направить в нужное русло. НО. Главное чтобы в русле не было виноватых, мести, возмездия и т.п. мусора. Вообще, лучше поговорить о ситуации нейтрально. Т.е. не обвинять ни ребенка в том, что он себя плохо вел, ни в том, что учитель поступил не верно. А, например, о том, как нужно сотрудничать и уметь решать конфликты. Да, согласна, что это не просто, гораздо заманчивее сказать, твоя училка –дура. Ребенку будет легче, что виноват не он, но это его не последний конфликт в жизни. Все-таки более адаптивно уметь решать проблемы, а не останавливаться на развешивании ярлыков.

Теперь об учительнице. Вообще учителям сейчас чертовски трудно. Родители все спецы по воспитанию своих детей, и многие ждут, чтобы учитель исправил как-то то, что им не удалось. И делал как-то это все легко и непринужденно. Ну, вообще если об учителе, как о сферическом коне в вакууме, то где-то так должно и быть. Однако, если в классе 30 детей с родителями-гениями-в –воспитании-настоящей-личности- которые лучше-занют-что ребенку-надо… учителя может разорвать на части. Индивидуально-подойти-к-ребенку + масса бумажной работы и т.д и т.п. Да-да-да учитель должен или пусть уходит и все такое, но даже у самого самоотверженного человека в профессии бывают разные периоды, он болеет, устает, у него не хватает объема внимания.

Однако, есть вещи которые все-таки не стоит переступать. Лицо постороннего человека не место для игр, если сам тот человек не дал на то согласие. Да, ребенок, вроде бы, не остался слишком сильно впечатлен этим событием, но взрослый человек должен эти вещи за собой отслеживать и не позволять в отношении посторонних. Другой вопрос, что не все дети одинаковы и для кого-то в классе это могло быть потрясением. Есть дети с особым опытом и действия учителя могут выглядеть для них угрожающими.

Конечно, многое зависит от того, что именно имела в виду учительниц и как она отреагирует на критику. Что скажет молодой и перспективный директор. Хотя… мне кажется, что в результате у всех действующих лиц должна появиться пища для размышлений
Subscribe

  • (no subject)

  • Прощальное

    Всем привет! Я вела в ЖЖ блог в течении 7 лет, но потом, мне перестало это приносить удовольствие. В какой-то определенный момент я поняла, что…

  • Депрессия и память

    Довольно давно известно, что при депрессии ухудшается память. Вернее, с памятью, самой по себе, ничего не происходит. Ее снижение кажущееся. Т.е.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments

  • (no subject)

  • Прощальное

    Всем привет! Я вела в ЖЖ блог в течении 7 лет, но потом, мне перестало это приносить удовольствие. В какой-то определенный момент я поняла, что…

  • Депрессия и память

    Довольно давно известно, что при депрессии ухудшается память. Вернее, с памятью, самой по себе, ничего не происходит. Ее снижение кажущееся. Т.е.…