?

Log in

No account? Create an account

ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Гиперактивные дети в подробностях.
gutta_honey
  Опять возвращаясь к посту о детях, учителях и скотче. Там в процессе обсуждения зашел разговор о гиперактиных детях. Т.е. тех у кого гиперактивность с дефицитом внимания. Я еще полистала  разные форумы и сайты, и сделала заключение, что как-то люди довольно специфически понимают эту  проблему . Кто такой ребенок с СДВГ в глазах общественности? Это некий хулиган, который просто не виноват. Если понимать, что он не виноват, то он не будет хулиганить. Если же вы понимаете,  что он не виноват, а ребенок все равно хулиганит, то «куда же смотрит школа, куда же смотрит мать». Т.е. мать значит не работает  правильной матерью, а учителя не хотят заниматься.   В общем, проблема не стоит выеденного яйца. Главное заниматься и понимать. И там все будет нормально.   Я хочу  сейчас вам немного изложить суть того, что именно стоит «заниматься и понимать», сколько  необходимо вкладывается родителями и учителями для  того, чтобы было «все нормально».
 
  Казалось бы, вся клиника расстройства описана в его названии « гиперактивность с дефицитом внимания». Ребенок не внимателен и повышенно активен. Многие знают так же, что тут причина в незрелой лобной доле головного мозга. Но давайте по порядку.
 
Во-первых, что лобная доля делает и за что отвечает:
  1. При помощи нее мы можем разрешать или подавлять то или иное поведение.
  2. Отвечает за рабочую память
  3. Помогает предвидеть и прогнозировать ситуации
  4. Реализует память о прошлом опыте.
  5. Организует внутреннюю речь ( сама речь образуется там где ей положено, но вот помещает ее внутрь и координирует ее с процессами  в мозге именно  лоб)
  6. Отвечает за чувство времени.
  7.  Осуществляет наше переключение от плана А к плану Б.
  8. Разделяет эмоции и события.
 Вот все это при слабой функции лобной доли работает очень плохо. А значит, кроме традиционных гиперактивности с дефицитом внимания у детей мы  можем обнаружить.
  1. Дети не могут ясно предвидеть последствия своего поведения. Если нормальный четырехлетка понимает, что если ударить товарища, когда ты на него сердит, то товарищ может обидится и не играть с тобой. А еще может достаться от мамы.  Зная это, он может рассудить, что реализовывать  свою злость не всегда удобно для будущего. Ребенок СДВГ  не так легко простраивает эту цепочку событий и может действовать неосмотрительно.
  2.  Сжигают мосты за собой. Если уж ребенок рассердился, то он не думает, о том, что  возможно люди, на которых он сердит, ему могут пригодиться.  По этой причине он может вести себя совершенно отчаянно.
  3.  Не могут учиться на ошибках. Т.е. дети даже имея негативный  и болезненный опыт от того или иного поведения повторяют его вновь. Они с трудом пользуются прошлым опытом. И тут дело не в том, что они не помнят что было, просто эти воспоминания у них не создают правильных выводов и не занимают нужного места в опыте.
  4.  Живут здесь и сейчас. Это по сути следствие предидущих пунктов. Они не прогнозируют, не пользуются опытом. Если прямо сейчас захотелось встать на уроке и пойти посмотреть в окно. Они это делают, не заботясь о реакции окружающих.
  5.  Не могут организоваться. Для того чтобы организовать то или иное поведение или ситуацию, опять же нужно иметь прошлый опыт об успешных и неуспешных стратегиях и привязать его к будущему. Так как эти функции затруднены и организации тоже не выходит.
  6.  Плохое чувство времени. Им кажется, что время идет слишком медленно. Поэтому они плохо переносят ожидание.
  7. Слабая  я-концепция. Ребенок, будучи уже достаточно  большим, слабо представляет себя как личность. Он не может рассчитать, на что он способен, как он реагирует на те или иные события, что он действительно любит, чем увлечен,  а что только его слегка интересует. Не может определиться с друзьями, с хобби, с порядком вещей в комнате и т.п. может переоценивать или недооценивать себя в тех или иных случаях.
  8.  Плохо читают социальные знаки и мимику. Учитель нахмурился? Понятия не имею к чему эта гримаса. Товарищ обиделся и замолчал? Не понятно, чего это он затих. Вы кричите ему из кухни «обедать», он понимает, что  ваш крик означает, что вы на него злитесь.
  9. Плохо интернализируют и генерализируют правила. Т.е. ребенок может знать, что  нельзя плеваться. Но вот что именно ему нельзя плеваться, и что нельзя плеваться вообще, а не только в Ваську из соседнего подъезда. Вы можете говорить чаду или ученику о правилах, но благодаря особой работе мозга он будет плохо их применять на практике.
  10.  Вместе с общей невнимательностью, они могут слишком сильно фиксироваться на отдельных ярких впечатлениях. Например ребенка не возможно оттащить за уши от компьютера или телевизора.
  11. Плохо переносит фрустрацию. Не может разделить что какие-то плохие чувства  не связаны с ситуацией и людьми, задействованными в ситуацию. Например, что-то не получается,  ребенок не  осознает что нужно попробовать еще. Он полностью отказывается от дальнейшего опыта означая его как плохой. Не попал мячом в ворота? Дурацкий футбол, никогда играть не стану. Вся остальная команда идиоты, даже «привет» им не скажу
  12. Быстро перегружается эмоциями и впечатлениями, что ухудшает общее функционирование лобной доли. Идете всем классом в зоопарк? Будьте готовы к сюрпризам.
Что еще в «бонусах» к расстройству?
 - быстро и легко сердится
 -отталкивает тех, кто ему помогает
 -на негатив дает гипер-ответы. Если  что-то не так – сразу «ненавижу»
- ригидная импульсиваня реакция. Обиделся на кого-то, тут же разбивает стекло. И так всегда при ссоре с окружающими.
- успокаивается, когда двигается.
- постоянно ищет возбуждения ( что больше впечатляет, весели, будоражит)
- не обращает внимания на мнение других
-постоянно сталкивается с тем, что его планы проваливаются, а намерения  оказываются не тем, что он планировал
- плохо неаккуратно пишут ( что очень не одобряется в  начальных классах)
- плохо следуют за последовательными инструкциями (учитель говорит «Дети! все сели, успокоились, открыли учебник на странице 27 выполняем задание 2 из параграфа 33 со 2 по 5-ый пункт» Ребенок  с СДВГ потерял нить уже на 3-ем пункте и не знает что делать).
 
 Так вот к чему это все. Заниматься и понимать – это в случае ребенка с СДВГ довольно-таки непросто. СДВГ бывает  выражено по разному. Иногда совсем чуть-чуть, а иногда на полную катушку.  Родителям приходится иногда прилагать адские усилия для того чтобы организовать чадо,  и привести его в школу. И если он продолжает быть гиперактивным не смотря ни на что, это не значит, что им не занимались. Просто на то, на что «идеальные родители из ЖЖ» тратят 2 часа  своего времени для  своего обычного ребенка, у  родителей с  СДВГ-ребенком могут уходить даже годы. Вы ребята даже близко не представляете, какое счастье иметь всю семью  с лобной долей на  положенном месте. И это не от того, что вы офигительные родители, а другие «просто не занимаются».
 
  Но и учителю надо не мало времени для того, чтобы учесть весь список особенностей ребенка. Чем список длинее,  тем   больше учительского внимания требуется дитю. А учитель в случаях выраженного СДВГ у ученика просто  не может бросить класс, занимаясь только одним. Да, у детей с СДВГ не плохие интеллектуальные ресурсы в принципе, но они из-за массы проблем с обучением постепенно сходят на нет. Одноклассники идут вперед в науках, а СДВГ-ребенок просто не всегда может себя собрать, для восприятия новой информации. На определенной стадии учитель должен быть уже не просто «учителем младших классов», а  специалистом для работы  именно в этой области.  И более того. он должен иметь возможность тратить на ребенка столько времени, сколько ребенку требуется, а не предписано МИН Образованием. А  В России с этими квотами дело сами знаете… 
Tags:

  • 1
спасибо. Я устала всё это пытаться озвучить на приеме родителям и еще растолковать, как всё это понимать, и при этом уложиться в полчаса вместе с самой диагностикой. Теперь распечатаю и буду давать читать...
А вот что с этими детишками в школе делать, и в самом деле вопрос вопросов. Т.н. классы КРО повсеместно закрываются - все должны идти в массовые школы.

у нас пока есть. их переименовали в ККО, чтобы не было путаницы с коррекционными школами

Насколько я понимаю (и насколько вижу по личным наблюдениям) некоторые пункты из этих списков в разных сочетаниях спокойно встречаются у детей, никаким СДВГ не страдающих.

Есть привычки, характер, или там недоработки родителей, типа не научили отслеживать время. а есть не способность все это сделать.
Вообще, это не диагностические признаки, которые присущи только детям с СДВГ. Это дополнительные характеристики, во что может в поведении ребенка выливаться СДВГ

Вы ребята даже близко не представляете, какое счастье иметь всю семью с лобной долей на положенном месте.

Выбить на мраморе и отлить в бронзе!

Ох, как знаем!!! Такой сын!!! 26 лет, и только недавно стало приходить все в какое-то равновесие.Институт он закончил, практически, на дочкиных плечах. Если бы она не тянула его, то не известно закончил бы или нет.

(Deleted comment)
СДВГ равно синдрому Аспергера?
Что-то часто это встречается среди детей библиотекарей..

Нет не равен, но бывает, что они сочетаются.

До боли знакомая картина! Еще интересуют причины возникновения и прогноз.

Причины не особенно известны. Есть генетическая предрасположенность, но это не основное. прогноз очень различен, и так же зависит от особенностей личности, своевоременного вмешательства специалистов и т.п.

А в каком-то возрасте это само проходит без помощи или нет?

Я рискну предположить (как неспециалист, потому что интересно), что без соответствующей ситуации деятельности извне все имеет тенденцию только ухудшаться со временем.

Как дети с СДВГ различаются (если различаются) по способности сочувствовать другим (как людям, так и животным), в том числе тем, кого они обидели?

представила такого ребенка у эпилептоидной матери. адЪ!

У моей дочери в классе именно такой комплект.

У меня был как-то начальник с СДВ. Он осозновал свою проблему и всю жизнь принимал таблетки, но все равно работать на него было АДОМ. Реально как с сумашедшим. Хотелось припечатать табуреткой.

Спасибо, очень полезный и интересный пост, а то задолбалась я объяснять, чем СДВГ отличается от невоспитанности и что вообще в нем страшного. Ну подумаешь, неусидчивый, так ведь можно заставить! Ну подумаешь - невнимательный, так чего стОит несколько раз повторить, подумаешь. (это я про сына, ему 9 лет). Запихну пост в избранное и буду всем ссылку давать по мере необходимости.

у меня такое ощущение, что у некоторых взрослых эта самая лобная доля так и не созревает... посмотришь на эдаких "я настоящий мужчина"-товарищей - они ж всем симптомам соответствуют. =(

я представляю теперь,что такое 2 большие разницы - когда на месте лобные доли или нет.
У старшей не очень сильно выраженный СДВГ, но нам на годы хватает.
Её отовсюду просто гонят(((
С "этими квотами" везде туго. Или риталин,или идите отсюда.

да, очень волнует вопрос о том, насколько велик шанс того, что полный или частичный, уж чем природа наградила, букет СДВГ-шник потащит с собой во взрослую жизнь? Исходя из того, что вы пишете и того немногого, что я до того знала про синдром, вероятность сценария "перерастет" очень мала, потому что очень тяжело развиваются или хотя бы удерживаются на каком-то уровне развития навыки к обучению, плюс навык расстановки приоритетов и т.п.

И если лобные доли в итоге так и остаются недоразвитыми, то чревато ли это какими-то новыми "сюрпризами" в будущем, т.е. имеет ли синдром развитие уже во взрослом возрасте или все же как-то консервируется достигнутое с горем пополам состояние?

Я почему спрашиваю еще, во времена моего детства про этот синдром педагоги знали мало, а по целому ряду признаков, помимо того довеска, о котором вы пишете, у меня была (и вероятно, что есть до сих пор) не очень тяжелая его форма. Какие-то вещи, с огромными затратами сил со стороны мамы и меня, я если не переросла, то научилась за собой отслеживать и компенсировать. И моих навыков к обучению хватило для того, чтобы выучиться хоть на неважного, но все таки инженера. И мне бы очень хотелось знать, существует ли какое-то развитие, в плохом смысле, этого синдрома с возрастом, особенно что касается физиологии мозга.

А риталин на самом деле помогает против этого?

Да помогает, но вот о последствиях ученые и клиницисты спорят. Правда сейчас уже риталину есть альтернатива - гуанфацин, для тех кто сомневается в безопасности первого препарата.

  • 1