gutta_honey (gutta_honey) wrote,
gutta_honey
gutta_honey

Categories:

Немного о схемах.

  Родители дают нам не только жизнь, но и еще понимание жизни. Как оно все работает и что от чего получается, как  к чему относится и что из каких действий выйдет.

  Знание это представляет собой определенную последовательность и связи. Другими словами - схемы.Отдельные схемы начинают формироваться уже с раннего детства. Ребенок начинает довольно рано осознавать, что те или иные действия или их последовательность могут привести к разным результатам. Родители показывают, что разное поведение ребенка может изменять их настроение  и побуждать к тем или иным поступкам.

  Более того, ребенок знает, что такое  песок в песочнице, вода с неба ( дождь),  мороженное можно купить в магазине за деньги, бабушка старенькая и не может прыгать через скакалку, но вполне способна на изготовление блинов и т.п.

  Однако основная масса схем о взаимоотношениях  начинает загружаться в ребенка в районе школьного возраста.  Тут к родителям присоединяются педагоги и сверстники.  Ребенок начинает отвечать на вопросы   - кто такой я, как меня видят другие, что надо делать, чтобы выглядеть лучше, чего я стою в разный ситуациях.  Он начинает подмечать как функционирует группа сверстников и как они взаимодействуют со взрослыми, что важно в этих взаимоотношениях, какое поведение полезно, а какое опасно.

  Схемы, которые ребенок набирает, могут быть довольно различны.   Это  будто кулинарный рецепт жизни. Рецепт может быть

- четким  и понятным  ( прописаны ингредиенты, и пошагово расписано что делать, что с чем  и как смешивать)  

 -  упрощенным и коротким ( часть шагов пропущено поумолчанию, с надеждой, что все все знают, а писать слишком долго)

- искаженным ( не те продукты и не те манипуляции с ними)

-нечетким ( «возьмите немного муки, потом добавьте несколько яиц и сахара на глаз, смешайте и выпекайте немного, потом вытащите и ешьте)

- запутанным с разными лишними ходами ( муку надо из магазина принести в пятницу вечером, обойдя 4 раза вокруг дома) – обычно манипулятивное поведение.

- нереальным  или ложным( похожие на всякие экстрасенсорные обряды, где нужно доставать ухо летучей мыши, глаз паука  и язык полярной мыши а потом это все жарить в адронном  коллайдере)

 Схемы могут быть жесткими, гибкими и хрупкими. Жесткие схемы продолжают человеком осуществляться, несмотря на то, что они не эффективны.  Гибкие  -  способны меняться в зависимости от обстоятельств. Хрупкие - быстро разрушаются от малейших сложностей.

   Почему схемы очень важны в том, как мы понимаем мир и как мы в нем функционируем?

  1. Схемы действуют как фильтры. Если вы получили от родителей некие ориентиры, что важно, а что не важно, то вы избирательно будете обращать на то, что было обозначено как важное.  Что важно, сделать карьеру, или завести семью? Сделать карьеру или быть честным тружеником на одном месте в течении 25 лет? Важны чувства или интеллект?  Если родители считают, что главное быть математиком, а все остальные профессии мусор – ребенок будет разбивать себе лоб о математику, хотя ему самому  может быть очевидно, что это не его. Все остальные профессии будут пролетать через его фильтр незамеченными.
  2. Схемы дают определенный язык для интерпретации. Что значит разрыв с любимым человеком? Что ты хронический неудачник у которого никогда не будет партнера или что  возможно этот человек не подходит вам и нужно искать другого? Кто женщина в мини юбке ? Проститутка или просто красавица, которая одевается  как ей удобно.  Что значит провал? Успех? Человек тебе улыбается – что это значит? Он смеется или одобряет вас.
  3.  Схемы ведут к развитию  страха в некоторых случаях. Если в вашей схеме вы себя оценили, как неудачника, то  попытки что-то изменить приведут к провалу. Это схема функционирования неудачников.  Если вы считаете себя звездищей  галактических размеров, что пристало телу такой величин, а что позор-позор? Что будет, если оступишься и перестанешь быть звездой?

Схем довольно большое количество. Они, как уже говорилось определяют поведение человека и его ожидание от мира.  Например, вот некоторые:

  1. Жизнь –битва. Все друг с другом бьются, врагов надо победить, и тогда наступит счастье. Обычно враги не кончаются.  После победы над одними человек начинает искать новых, ибо отсутствие врагов выпадает из схемы жизни.
  2. Жизнь- сад. Наши отношения и чувства должны быть взращены. За нрими нужно ухаживать и заботится о них. Нужно избавляться от сорняков, удобрять землю и тогда ты получишь прекрасный урожай.
  3. Жизнь-миссия. У каждого человека своя жизнь, своя задача, которую он должен распознать и выполнить
  4. Жизнь – путешествие. Люди должны двигаться, узнавать новое, знакомится с разными людьми.
  5. Жизнь-стройка. Необходим тщательный и четкий подход. Жизнь расширяется за счет пристроек и этажей. Все должно быть организовано и упорядоченно
  6. Жизнь-американские горки. Все идет вниз и вверх. Сегодня ты на высоте, завтра скатишься вниз, но это не повод расстраиваться, потому, что потом снова будет подъем.
  7. Жизнь витражное окно – полное всета и различных цветов, на которую можно любоваться не отрывая глаз.
  8. Жизнь – восхождение. Каждый должен идти вверх к вершинам своего я, преодолевая трудности
  9. Жизнь – гонки. Нужно постоянно обгонять или тебя обгонят
  10. Жизнь- зал суда. Каждого постоянно судят за поступки и дела.
  11. Жизнь – прыжки через речку по камушкам. Прежде чем что-то менять надо приготовить новый камушек опору.
  12. Жизнь- тюрьма. Нет выхода и нет выбора. Просто сидишь и ждешь своей смерти.
  13. Жизнь-школа. Каждое событие – это  урок, который надо выучить.

Могу быть и другие  схемы, и пожалуй каждый человек имеет в своем запасе что-то свое.  Сами по себе они могут быть вполне функциональными. Даже если кому-то кажется, что та или иная схема полная дурь, то это не значит, что внутри нее нельзя нормально функционировать. Однако  самую идеальную и разумную схему можно перекосить так, что она будет довольно сильно омрачать  жизнь. Бороться с врагами можно с разной интенсивностью; не все за чем ухаживаешь способно к росту в тех или иных условиях; не все миссии нужны и не всех нужно от чего-то спасать и т.п.

  И, как я уже тоже писала, бывают довольно дисфункциональные и неверные схемы.   Например:

- «человек  должен трудиться, если ему все достается слишком просто, то он то ли жулик, то ли «халявщик».  Бывает так, что некоторые вещи получаются очень легко. Ну, вот так случилось или человек достиг в профессии какого-то определенного уровня, что ему уже не надо впахивать день и ночь. Но как же без труда? Это плохо. Люди создают себе разные сложности искусственно, чтобы почувствовать, что они  достигают результата правильным путем.

- « нормальный  честный человек должен обязательно волноваться и переживать, это показывает, что он действительно трудился и вложил в дело душу». Некоторые люди чувствуют себя  плохо, если у них нет волнения. Это означает в их схеме недостаточно серьезный подход к делу. Часто они специально вызывают у себя тревогу, которую потом героически преодолевают. И от этого от дела у них гораздо больше удовлетворения.

- «нельзя себя чувствовать слишком хорошо,  потому, что потом это будет означать некое наказание за то,  что  тебе было слишком хорошо»

- «образованный человек должен знать все, быть разносторонним и мочь ответить на любой вопрос»

- «если ты чувствуешь себя несчастливым, то кто-то из вне должен за это ответить, кто-то должен быть в этом виноват»

 Схемы могут сочетаться друг с другом, переплетаться, создавать довольно сложные образования. Иногда они конфликтуют между собой, так как указывают на разные исходы того или иного дела.

Люди между собой могут конфликтовать из-за разных схем.  Например у  супругов могут быть разные схемы семьи, которые в отдельных частях сильно друг другу противоречат.

И самое сложное в схемах то, что они  очень сложно распознаются самим носителем.  Поэтому  человек довольно долго может функционировать  неправильно, его социальная жизнь давать сбои и застопориваться.  А вот осознание той или иной схемы довольно сильно помогает решать стоящие перед человеком проблемы.

Tags: психогигиена
Subscribe

  • Интересный проект.

    Однажды художнца Кенди Чанг сделала проект " До того, как я умру...". Проект представлял собой стену, где многократно повторялось это…

  • (no subject)

    Тест на зрение ( картинка большая):

  • (no subject)

    Вот, дожила! Нашла копипасту с собственного поста. Причем совершенно идиотскую, люди просто взяли часть вводную.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Интересный проект.

    Однажды художнца Кенди Чанг сделала проект " До того, как я умру...". Проект представлял собой стену, где многократно повторялось это…

  • (no subject)

    Тест на зрение ( картинка большая):

  • (no subject)

    Вот, дожила! Нашла копипасту с собственного поста. Причем совершенно идиотскую, люди просто взяли часть вводную.…