?

Log in

No account? Create an account

ALWAYS BELIEVE THAT SOMETHING WONDERFUL IS ABOUT TO HAPPEN.

Previous Entry Share Next Entry
Новый ген связанный с развитием аутизма
gutta_honey
Я давно не писала разных новостей науки, и вот тут у меня немного накопилось информации. Сначала про аутизм.

В настоящее время существует мнение, что аутизм – проявление разных состояний, которые приводят к повреждениям мозга. При этом эти самые повреждения могут быть разными. Т.е. аутизм может оказаться частью очень большого количества заболеваний. Это, как раз, и объясняет факт, что чуть ли не каждый месяц публикуются данные об открытии новых генов, которые связаны с данным состоянием. Непонятно, кто из них основной, кто второстепенный, как они сочетаются, и как они друг на друга влияют. Все это в стадии изучения.

Ube3a

Ген довольно хорошо известный по синдрому Ангельмана. Там он дефектный и не работает, в результате чего плохо развиваются связи между нейронами. Еще его мутации обнаруживают и при ряде других заболеваний.

Теперь этот ген так же был замечен и в развитии аутизма. У многих людей, страдающих этим расстройством обнаруживается одна и та же мутация -- дупликация 15q (удвоение участка хромосомы 15).( Модель аутизма с этим геном воспроизведена на мышах http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=21974935) В этом месте, как раз, и располагается ген Ube3a.

В чем функция этого гена? Он кодирует фермент, который навешивает на ненужные белки химические «бирки». Не будем вдаваться в подробности. Смысл этого действия – пометить те молекулы, которые подлежат утилизации, как ненужные. Потом другие ферменты находят утиль по этой «бирке» и разбирают их на запчасти.

Этот Ube3a нужен далеко невсегда. Предусмотрено природой, что он может включаться когда надо, или выключаться, когда не надо. Для того, чтобы его включить или выключить тоже используется химия. На фермент вешается фосфатная группа (выкл) или снимается (вкл).

При развитии аутизма фермент-«бирочник» не выключается.

- либо ген производит слишком много белка и на него не хватает мощностей по навешиванию фосфатных групп (2 дозы гена при удвоении ген материала)

- либо сам фермент изменен так, что фосфатную группу к нему никак не присобачишь

- либо страдает другой фермент ( протеин киназа А), который и приделывает фосфат к Ube3a

Как бы там нибыло, Ube3a продолжает вешать «бирочки», где не попадя и без перерыва на обед и выходные.

И что в результате получается.

Сейчас известно, что при аутизме нейроны в мозге имеют слишком много соединений. До какого-то момента много соединений –это хорошо и нормально. Ребенок растет, развивается, и чтобы всосать максимум информации и обработать ее, нужны большие мощности. Но потом, уже, столько не надо и лишние связи удаляются. А при аутизме—нет . Мозг переполнен связями. (Это, кстати считается причиной того, что дети с аутизмом гораздо более чувствительны к каким-то внешним стимулам. То, что приятно щекочет рецепторы у здоровых деток, детям с аутизмом дает, как обухом по голове). И причина этого безобразия неправильная работа Ube3a.

Интересно, что тут отыскался и препарат—кандидат на лечение. Это Ролипрам, который тестировался для лечения депрессии, но был заброшен из-за сильной побочки. Он снижает активность Ube3a.

Это совсем не значит, что препарат запустят для лечения детей. Пока тренируются на мышах с, вроде бы, положительными результатами. Что будет дальше – не известно. Будет ли препарат так же действовать на людях? Как там с дозами, с побочными эффектами? Если, в принципе, препарат эффективен, но токсичен, есть ли вероятность синтезировать что-то, что не дает токсических эффектов?

Ну... и будет ли этим кто-то из фарм производителей заниматься. Это, надо сказать, очень насущный вопрос, потому что испытания стоят денег. По крайней мере «родитель» Ролипрама Bayer HealthCare Pharmaceuticals (Schering, который разработал препарат, был в 2006 куплен Bayer) на своих страницах не проявляет какой-либо активности в этом направлении.

Но, движение в сторону лечения аутизма многообещающее.

Что касается синдрома Ангельмана, то тут тоже возможны подвижки. Если впоросы с включением и выключением генов будут решены положительно в случае аутизма, то возможны разработки направленные на активацию работы Ube3а, либо разработка каких-то «обходных путей», которые могут помочь обойти дефектный ген.
http://sfari.org/news-and-opinion/news/2015/hyperactive-protein-points-to-possible-autism-treatment



  • 1
Вопрос немножко в сторону.

Если верить тому, что археология показывает, будто 30 тысяч лет назад с человеком случилось нечто, что можно назвать "появлением разума" и что выразилось в появлении наскальных рисунков, то не должно ли быть так, что обратный шаг тоже возможен и несложен?

То есть, не должно ли быть так, что при некоторых болезнях, современные люди становятся или рождаются такими, какими были все люди до "появления разума"?

И не может ли быть аутизм таким состоянием?

Нет, тут дело не в отсутствии разума. А в отсутствии возможности воспринимать мир по-другому. Для человека с аутизмом в мире слишком много "шума" и ему трудно выбирать из шума главные и второстепенные вещи. Нарушается обработка информации.Естественно в разной степени.

Высокофункционирующих "аутистов", вообще, в отсутствии разума заподозрить сложно.

И если говорить о разуме и развитии культуры, как признака разума. Есть ли разум у приматов, если у них нет культуры (в нешем понимании) и наскальных рисунков? Какое состояние должно определяться, как отсутствие разума?

Были интересные работы по генетике, которые дают возможность рассуждать о том, что произошла мутация, которая, возможно, подтолкнула развитие интеллекта. Например, посмотрите на хромосомный набор шимпанзе и человека. У шимпанзе больше хромосом. И человеческая 2-ая хромосома явно является слившимися 2 и 3-ей (2А и 2В) хромосомами шимпанзе. Это с аутизмом никак не связано.

http://genetics.thetech.org/ask/ask69

Edited at 2015-08-15 03:43 pm (UTC)

Но шимпанзе и человек разделились несколько миллионов лет назад, а наскальные рисунки стали появляться 30 тысяч лет назад. То есть, второе изменение гораздо моложе и мягче, не такое грубое, как слияние хромосом. Я именно что не претендую на определение разума, а интересуюсь, нельзя ли среди генетически-обусловленных психических заболеваний найти такие, которые соответствуют переходу 30 тысячелетней давности и, таким образом, получить возможность судить об этом.

Это для примера генетических изменений, которые возможно подтолкнули развитие. Но, к слову сказать, если даже только концентрироваться на этой мутации, она должна достаточно распространиться в популяции.

А потом, вероятный ген, для развития мозга, это одно. Но для того, чтобы появилась культура, то нужны и другие предпосылки. Например, изменения в зоне Брока ( ответственной за язык). Обезьяны имеют немного другие гены, определяющие эту область http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16437554

А абстрактное мышление? А тонкая моторика? Уголек-то для рисования не так уж и легко держать лапой. Это не палка-копалка и не каменный скребок.

Происходила т.н. генно-культурная эволюция, которая, очевидно и обеспечила мягкий переход.

К слову сказать, люди с синдромом Аспергера очень неплохи с отношении генерации новых абстрактных идей и концепций. Да и неологизмы (ими придуманные новые слова) они используют достаточно хорошо. Так что тут о "эволюционном шаге назад" тут не скажешь

Все известные методы снятия симптоматики аутизма связаны с антидепрессантами. Например с обратным захватом серотонина. Так что ничего нового в самом описываемом методе не вижу. И прежде проблема была связана с побочными эффектами и привыканием а не с невозможностью устранить проблемы.

Потом ВФА как раз наоборот совсем не трудно отделять главное от второстепенного. Просто большое количество нейросвязей делает этот процесс бесконечным, поскольку главное изменчиво и не является какой то догмой и всегда можно найти что то ещё главней.

Вот для примера подходит Перельман.

И это сложное построение связей не позволяет иметь богатую эмоциональную составляющую. Потому что эмоции требуют простоты. Они и происходят из рефлексий, то есть продукты некоторой примитивности. Своего рода атавизм, прямое следствие химических реакций в организме. Потому их нет смысла анализировать.

Я там в начале статьи, написала, что чуть ли не каждый месяц объявляют о новонайденной мутации. На базе этой находки появляется новый тренд, который разворачивается дальнейшими исследованиями. Серотонин один из трендов, как например, патология мозжечка, эстрогеновые рецепторы, изменения строения мозолистого тела, и т.д, и т.п. Это, как раз и показывает, что аутизм может быть единым симптомом целого комплекса заболеваний.

Проблема основная зеключается в том, что после определенного возраста процесс разборки ненужных связей между нейронами перестает работать. Мозг, конеш,пластичен, но не так, как в нежном возрасте. А потом, когда уже все "закостенело", остается симптоматическое лечение. Т.е. пока так.

Ценность данного метода заключается в том, что вмешательство до момента "закостеневания" может вообще значительно уменьшить и даже исключить развитие аутизма у детей.

У ВФА, проблемы с главным и второстепенным касается социальных связей.

Вы пишете про определённый возраст, хотя сам аутизм каким то образом диагностируют с нескольких месяцев. А практически это можно делать ещё в утробе. Также не слышал чтобы пробюлемы у аутистов начинались с определённого возраста. Ну то есть фактически они начинают быть заметными когда ребёнок попадает в социальную среду, хотя на самом деле симптомы у него появляются ещё раньще. И для аутизма характерно что он не имеет свойства прогрессировать, он какбы есть и есть. Могут под влиянием внешней среды появляться какие то фобии и тп, но это с внутренним прогрессом заболевания не связано.

Опять же проявления аутизма и состояние аутиста разные. Кто то не может освоить речь а кто то её легко осваивает. А если это комплекс заболеваний, то тогда должен быть и комплекс лечений и то что походит одним далеко не факт что поможет другим.

Аутизм диагностируют около 6 месяцев, когда становится очевидным отставание в социальном развитии. Не так давно ждали до 4-х лет, для того, чтобы определиться с тем, то ли это отставание в развитии, то ли аутизм. Есть кое-какие сейчас тесты, которые дают возможность определить раньше.Практически можно, наверное, делать это и в утробе, но пока это только наметки. Некоторые вещи становятся очевидными только после рождения.


Аутизм не прогрессирует сам по себе. Прогрессирует разница в развитии детей с аутизмом с обычными сверствниками. Сверстники развиваются быстрее, дети с аутизмом начинают отставать.

Вероятно лечение может быть разное. С другой стороны, есть масса заболеваий, которые заканчиваются одним и тем же состоянием, и лечатся в итоге одинаково. Например, сердечная и почечная недостаточности, вне зависимости от генеза на определенных стадиях лечатся одинаково.

Тяжесть аутизма тоже варирует. Этот факт тоже в копилку разных заболеваний. Генов найдено немало. Что тут определяет тяжесть? Может быть конкретные гены, может быть их сочетание. А может быть есть какие-то защитные системы и гены? Девочки, в среднем имеют более легкое течение, чем мальчики. Есть исследования, что рецепторы к эстрогенам в мозге играют протективную роль. Тем не менее, по поводу разных болезнией это мнение и гипотезы.

Чего-то не складывается.
Ген Ube3a. Кодирует фермент, навешивающий на ненужные белки химические «бирки».
При развитии аутизма фермент-«бирочник» не выключается.
И Ube3a продолжает вешать «бирочки», где не попадя и без перерыва на обед и выходные.

Стало быть, появляется множество меток "это разобрать на запчасти".
Тогда что-то должно не работать, потому что его разобрали.
Но дальше читаем следующее:

...при аутизме нейроны в мозге имеют слишком много соединений. До какого-то момента много соединений –это хорошо и нормально. Ребенок растет, развивается, и чтобы всосать максимум информации и обработать ее, нужны большие мощности. Но потом, уже, столько не надо и лишние связи удаляются. А при аутизме—нет.

Так этот фермент-бирочник не включается или не вЫключается?
Он Не вешает бирки - оставляя много связей, или же Вешает много бирок - разрушая связи?

Дело в том, что в организме не все имеет линейную зависимость. Для того, чтобы что-то "разобрать", необходимо "собрать" необходимые для этого строительные блоки и ферменты. А для того, чтобы что-то "собрать" нужно деактивировать "разбирающую систему".

Допустим.
Тогда остающая активированной геном Ube3a система посредством фермента продолжает вешать бирочки на разборку, не позволяя собрать ... ???
Это самое ???, не будучи собранным, приводит к увеличению количества соединений в мозге.
Так?
А это ??? как называется - может, скажете? Чтоб мне завершить картину и уложить в мозгу?

Короче... Не хотела вдаваться в подробности, но вдамся.

Начну издалека.

В клетке с регуляцией активности довольно все сложно устроено. На поверхности есть рецепторы, которые запускают каскад реакций внутри клетки. Это типа, как падающие доминошки. Последняя доминошка запускает тот или иной процесс в клетке. Например, деление, выработку каких-то веществ, изменения активности генов.

Лиганд (вещество которое присоединяется к рецептору и должен запустить реакцию) может мотаться в крови постоянно и соединяться с рецептором. Однако после соединения, никакой реакции со стороны клетки не происходит. Почему? А потому что, внутри клетки действуют силы, которые блокируют "падение" одной из доминошек или, вообще, ее убирают.

Изменения плотности дентдритов(за счет них существует высокая плотность связей) тот же процесс, который должен в определенное время запуститься. (Там тоже долгая история по поводу, что активируется, что блокируется, но это уже сильно в сторону)До того как приказ убирать дендриты не пришел, Ube3a вешает бирочка на одну из внутренних "доминошек"-ферментов - киназу. Т.е.без конца вешает на нее бирки "разобрать". т.е. процесс не идет.

Вобщем, пришел "приказ" удалять дендриты. Активировалась фосфорилаза и повесила на Ube3a фосфатную группу, деактивировав ее. Больше некому вешать "бирки" на киназу и она начинает работать, передавать сигнал на "разборку"

Предположительно включается ген Cx3cr1 в глие, которая "съедает" лишние отростки.

  • 1